Архив журнала для детей Костер

Октябрь 2004 года

Журнал Костер. Октябрь 2004 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»



Федотов. Свежий кавалер

Смотря как посмотреть

Мы уже знаем, что пространство картины имеет свой внутренний порядок. Движение нашего взгляда по изобразительной плоскости не случайно, а подчинено воле художника. Направление взгляда, а следовательно, и наше впечатление, во многом зависит от выбора точки зрения, то есть места вне картины, откуда художник смотрит на изображаемые предметы. Это так называемая линия горизонта — воображаемая линия, неизменно лежащая на уровне глаза наблюдателя. Она может опускаться или подниматься, в зависимости от его положения и художественной задачи. Естественно, и картина воспринимается по-разному, и зритель получает различные впечатления.

Когда линия глаз располагается примерно на середине холста, создается впечатление, что мы вместе с автором находимся на одном уровне, в одном пространстве с тем, что изображено. Мы словно являемся соучастниками изображаемого события.

Чаще всего возникает спокойное, созерцательное настроение. Например, мы становимся незримыми свидетелями сценки в картине П. А. Федотова "Свежий кавалер". Мы словно присутствуем рядом, наблюдая за разговором еще не совсем протрезвевшего после вечеринки мелкого чиновника и насмешливой девушки-прислуги. Наш взгляд может неторопливо "читать" сюжет картины, постепенно рассматривая каждую деталь, следить за выразительной мимикой героев. Хотя мы и смотрим со стороны, но относимся к персонажам картины, как к обычным людям, и нас трогают их незамысловатые переживания.

З. Серебрякова. Беление холста

При горизонте, проходящем у нижнего края картины, мы смотрим на изображение снизу вверх, располагаясь почти у ног героев и у основания предметов. Поэтому предметы и фигуры приобретают величественность и торжественность. Изображение нас удивляет и восторгает, а иногда и подавляет своей масштабностью. Часто фигуры изображаются на фоне неба. Это подчеркивает контур и создает впечатление монументальности. Низкий горизонт применила 3. Серебрякова в своей картине "Беление холста". Обыденный труд простых крестьянок предстает неким величественным ритуалом, значительным и прекрасным событием. Повседневная работа перерастает в магическое действо прекрасных и величественных людей.

Питер Брейгель Младший. Охотники на снегу.

Высокая линия горизонта, приближающаяся к верхнему краю картины, дает возможность показать глубину далекого пространства, разместить на нем множество фигур. Мы приподнимаемся, парим над миром и воспринимаем события немного отстраненно. Изображение отдельных предметов складывается в общий узор на развернутой, словно географическая карта, панораме. Такая точка зрения часто встречается в картинах гениального голландца Питера Брейгеля Младшего. Вот его знаменитая картина "Охотники на снегу". Небольшая группа людей, утопая в снегу, продвигается среди темных стволов деревьев. Выгнув спины, рядом бегут охотничьи собаки. В небе парят птицы. Под холмом видна деревня, по замерзшей реке скользят миниатюрные фигурки конькобежцев. Заснеженная равнина простирается до подножия далеких скал. Люди в картине Брейгеля — малая частица огромного мира, составная часть извечного, естественного хода жизни природы. Художник видит смысл человеческой жизни в признании и подчинении законам великой гармонии вселенского бытия.

Петр ЛЕРНЕР,
член Союза художников

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»