Архив журнала для детей Костер

Февраль 2007 года

Журнал Костер. Февраль 2007 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Дворец в картинках

Аничков дворец

К 70-летию городского Дворца творчества юных Санкт-Петербурга

Как объяснить, что значит для петербуржцев Дворец творчества юных (ГДТЮ)? Невозможно ничего понять про Аничков дворец, не ощутив его атмосферу. А атмосфера у него особенная: складывается она, как мозаика, из жизни разных кружков (их во Дворце — 156 направлений!). Каждый кружок — это целое явление. Представляете, какое настроение царит здесь? Мы составили дворцовский калейдоскоп из «картинок» жизни нескольких кружков: космонавтики и археологии, духового оркестра и шахмат, Аничкова лицея и студии «Розыгрыш». Итак, добро пожаловать на «атмосферную» экскурсию.

Во Дворце творчества юных

Сначала навестим самый «неземной» коллектив Дворца — Клуб космонавтики им. Г. Титова. Как ни странно, находится он на первом этаже. Но и отсюда ребята наблюдают звездное небо, практикуют полеты и посадки. Звездное небо здесь свое, личное, оно наклеено прямо на потолок в одном из классов и светится при включенном ультрафиолете. Роль люстры в «гостиной» играет нижняя часть ракеты «Союз». Есть тут и макет шарообразного корабля, зажатый в кольцо компьютеров. На нем, как нам объяснил выпускник клуба Максим, проводятся тренировочные занятия по посадке корабля. Но не все «космонавты» туда забираются: кто-то сажает корабль при помощи компьютера. Занимаются здесь увлеченные люди. Ребята наперебой рассказывают про лагерь «Солнечный», вспоминают походы, самодельный журнал «Пифагор» и стенгазеты. А еще они соревнуются за звание «Человек года», его удостаивается самый незаменимый из всех. Приз — переходящий кубок. У каждого «космонавта» своя история появления в клубе: у кого-то здесь занимались родители, а кто-то пришел с друзьями. Но не так важно, как ты сюда попал, важно, почему ты здесь остался. Почувствовали атмосферу полета? Тогда — в путь!

Во Дворце творчества юных

Перемещаемся в самый «земной» кружок Дворца — в Отдел археологии. Здесь очень уютно. Атмосфера совершенно особая — множество книг, старинных икон, плакатов с иероглифами. Все дышит знанием и стариной. Правда, ребята, которые приходят сюда в пятом или шестом классах, чувствуют себя здесь не как в музее, а как дома. Смеются, шутят, бойко рассказывают о законах царя Хаммурапи и надеются когда-нибудь попасть на настоящие археологические раскопки. Сектор делится на три отделения. В одном изучают Восток (от древности до дня сегодняшнего), в другом — античность (Грецию, Рим, Византию), а в третьем — Северо-Запад (славянская культура, архитектура древнерусских городов). Ребята выбирают одно из трех направлений. На отделении Востока, например, есть возможность изучать языки — древнееврейский, арабский, древнеегипетский. А младшие ребята пока в археологию только играют. Они разгадывают кроссворды, беседуют с преподавателями о Древнем Египте, а по субботам занимаются в Эрмитаже или его фондах в Старой Деревне в экспериментальной лаборатории. Там им дают интересные и полезные задания. Например, в специальной песочнице провести раскопки и расположить найденные предметы по эпохам. Ребята лихо справляются с задачей, потому что это весело и интересно. Но все мечтают о настоящей археологии. В серьезные экспедиции отправляются учащиеся старших классов. Они проводят раскопки в античном Херсонесе в Крыму, в Новгороде, на каникулах посещают важнейшие археологические объекты в Сирии, Египте, Палестине.

Во Дворце творчества юных

А вот и Художественный отдел, самый громкий. Духовой оркестр Аничкова дворца сложно назвать музыкальной школой. Это слишком слабое наименование для такого неординарного коллектива. Как сказал заведующий Отделом художественного воспитания Александр Сергеевич Фирсанов, в один прекрасный год оркестр давал до 150 выступлений — ребята должны были репетировать практически ежедневно. А они и не против ходить сюда каждый день. У творческих людей всегда множество интересных историй. На одном из плацконцертов (выступлений с перемещениями) в Германии решили в конце выстроиться так, чтобы сверху получалось «RUS». Придумать придумали, но как сделать? В решении этого чисто математического вопроса помог… чай! Во время чаепития разложили сушки в форме изначального построения оркестра. А потом пошагово переформировали их в «RUS». Вот так здесь всегда — всё придумывают вместе, одной командой, с энтузиазмом. Для этого кружка самое главное — атмосфера единства!

Все знают, что такое Спортивная школа Олимпийского резерва №1: там бегают, прыгают и метают диски. А вот СШОР №2 однажды услышали такое: «Шахматы — не мой вид спорта», и долго смеялись: шахматы — спорт? Глупые мы были, шашки и шахматы — самый настоящий спорт, и занимаются им ребята в школе Олимпийского резерва №2, самом тихом уголке Дворца. Ребят сюда набирают с 6-8 лет, и за десять лет занятий они погружаются в атмосферу интеллектуального спорта, узнают историю, теорию, практику шахмат и шашек, развивают свои творческие способности и становятся из новичков международными мастерами. Потом ребята могут играть и в стоклеточные шашки, и в англо-американские чекерсы, и даже обыграть компьютер!

Во Дворце творчества юных

В Сервизном корпусе, в Отделе науки, располагается Аничков лицей. Главное здесь — научная деятельность. «Мы набираем дворцовцев, которые имеют способности и желание глубоко изучать какой-либо предмет и делать научные открытия», — говорит Николай Федорович Трубицын, руководитель Отдела науки, самого серьезного отдела Дворца. Здесь царит атмосфера уважения. А насчет домашних заданий — вот пример: родители Геры Степанова (он уже выпускник) беспокоились, что сын «третий день ничего дома не делает». Приходят к директору и слышат: «Ему хватает урока». Гера вышел в городской тур по трем олимпиадам. Может, действительно лучше 45 минут поработать на уроке, чем потом дома часов пять самому разбираться? Занимательный факт: Лицей почти никогда не выпускает медалистов. Знаете, почему? Люди редко могут показывать отличные результаты по всем предметам. «Такая личность встречается приблизительно раз в десять лет, на моей практике был только один такой человек, — рассказывает Николай Федорович. — Саша Плеханов. Он смог осознать свой интеллект. Мозг ведь работает независимо от нас, он сам думает». Насколько же уникальным должен быть человек, чтобы понимать свой мозг!

Самый жизнерадостный коллектив Дворца обитает в здании ТК «Карнавал». Здесь, в «Розыгрыше», в кипящей и бурлящей творческой атмосфере, занимаются самодостаточные, амбициозные, трудолюбивые, усердные и безумно талантливые ребята. Недавно поставили мюзикл «Дискотека как жизнь». За основу взяли истории, которые произошли с самими ребятами, ведь «у подростков все драматично, все глубоко, все важно». После «Розыгрыша» многие идут в Академию театрального искусства на хореографию или вокал.

В каждом выпуске обязательно есть «звезда». Например, в новогоднем мюзикле «Золушка» вместе с Н. Басковым пела Юлия Маврина — выпускница нашего Дворца, а Андрей Глущенко играл главную роль в «Чикаго», потом танцевал в балете у Ф. Киркорова…

Вот такой он, наш Дворец. Многоликий, разноголосый, яркий, неповторимый, запоминающийся. И всегда — юный!

Экскурсию вели студийцы
пресс-центра «Поколение»
ГДТЮ, юные журналисты
газеты для подростков «Поколение»
Любовь Матияк, Нина Сомина,
Анна Слободенюк, Виктория Орлова.



Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»