Архив журнала для детей Костер

Июль 2005 года

Журнал Костер. Июль 2005 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Герои неземных стихий

Лидия Зверева — русская авиатриса

Презрев опасности

Когда появились первые самолеты, а произошло это чуть больше ста лет назад, управляли ими мужчины. Но женщинам тоже хотелось летать. Самой первой женщиной-авиатором, или, как тогда говорили, авиатрисой, стала в 1910 году француженка, баронесса Раймонда де-Ларош. Драматическая актриса, она без сожаления оставила сцену и посвятила себя авиации.

В то время, пожалуй, не было занятия более рискованного, чем полеты на аэропланах — еще очень ненадежных, непрочных, неустойчивых. Недаром их тогда называли "летающими этажерками". Чуть ли не ежедневно из разных стран приходили сообщения об авиационных катастрофах.

Вскоре ужасная авария подстерегла и бесстрашную де-Ларош. Аэроплан баронессы рухнул с высоты десятиэтажного дома. Летчицу нашли под обломками машины — окровавленную, страшно изувеченную. Обе ноги ее и рука были переломаны, ступня раздроблена, лицо изранено. Врачи опасались за ее жизнь. Но де-Ларош не только выжила, но и вернулась в авиацию.

Первые самолеты. Рисунок Ш. Ворошилова

О несчастье с французской авиатрисой писали все газеты. Петербуржцы прежде всего искали сообщения об этой катастрофе. Читала их и Лидия Зверева. Дочь генерала, она тоже мечтала стать авиатрисой, и ужасное падение аэроплана де-Ларош не испугало ее.

Но где можно было научиться летать? Гражданских летных школ в России еще не существовало. Первые наши авиаторы учились во французских летных школах. Ехать во Францию? Родители никогда бы не отпустили дочь за границу. К счастью, в 1910 году в Гатчине открылась первая частная авиационная школа. Лидия Зверева сразу же записалась туда. Инструктором ее стал студент Технологического института Владимир Слюсаренко, только-только получивший авиаторский диплом.

Пилотский диплом первой русской авиатрисы

Диплом N 31

Летом 1911 года русские авиаторы готовились к труднейшему перелету из Петербурга в Москву. Он начался на рассвете 10 июля. Слюсаренко стартовал на "Фармане", взяв Лидию Звереву в качестве пассажирки. Но долететь они смогли лишь до залива. Мотор стал давать перебои, авиатор решил не рисковать и повернул обратно.

Двое суток спустя Слюсаренко стартовал вторично, его пассажиром на этот раз был молодой авиатор Константин Шиманский. Возле Царского Села авиаторы потерпели катастрофу. Шиманский при падении машины разбился насмерть, а Слюсаренко был сильно ранен. Другие авиаторы тоже потерпели аварии, и лишь один, Александр Васильев, смог долететь до Москвы.

Лидия Зверева на Фармане

В начале августа 1911 года Лидия Зверева держала экзамен на звание пилота-авиатора. Было погожее утро. На гатчинском аэродроме собралась комиссия от Императорского Всероссийского аэроклуба. Зверева спокойно заняла пилотское сиденье на "Фармане". Взлетела, набрала высоту и описала в воздухе пять "восьмерок". Так требовали правила. Посадку совершила точно. Второй полет, опять с "восьмерками", закончился еще удачнее. С радостью она приняла авиаторский диплом под N 31. Это означало, что Лидия Зверева стала 31-м пилотом, получившим диплом в России, и первой россиянкой, обучившейся управлять аэропланом.

В том же, 1911, году авиатрисами стали еще три русские женщины: Евгения Анатра, артистка Любовь Голанчикова и княгиня Евгения Шаховская.

На грани гибели

Тогда авиаторы нередко демонстрировали полеты на аэропланах перед публикой. Авиация была новинкой, и люди охотно платили деньги, чтобы своими глазами увидеть чудо XX века. Вместе с пилотами Петром Евсюковым, Александром Агафоновым и Владимиром Слюсаренко в начале 1912 года Лидия Виссарионовна отправилась в Баку. Затем летали в Тифлисе. В марте она со своим аэропланом была уже в Риге.

Полет здесь 1 апреля чуть не стоил ей жизни. Она поднялась на "Фармане" с рижского ипподрома. Сильный ветер начал сносить машину к трибунам, заполненным зрителями. Зверева сделала резкий маневр. Аэроплан опрокинулся. При ударе о землю авиатрису выбросило вперед и придавило обломками.

"У всех невольно вырвался крик ужаса", — писала местная газета. Никто не сомневался, что авиатриса погибла. К счастью, этого не случилось, но последствия аварии были серьезные. "Еле жива, — писала она в одном из писем. — При падении чуть не сломала ногу. До сих пор чувствую боль. Совершенно плохо обстоит дело с легкими. Врачи во что бы то ни стало требуют поездки на юг, а я хочу летать. При непослушании сулят скоротечную чахотку. Вот она, судьба авиаторская".

К этому времени Лидия Виссарионовна стала женой Владимира Викторовича Слюсаренко — своего бывшего инструктора. Оставаться странствующей авиатрисой ей не хотелось. Она мечтала сама строить и даже конструировать самолеты. Весной 1913 года супруги Слюсаренко основали в Риге небольшой авиационный завод. Владимир Викторович сам испытывал построенные машины. Летала и Лидия Виссарионовна.

Не все полеты заканчивались благополучно. Однажды во время полета оторвался кусок пропеллера, ударил по стойке аэроплана и перебил ее. "Фарман" упал, и опять только чудо спасло летчицу от гибели.

На таком самолете летала первая русская летчица

Мертвая петля

В мае 1914 года в Ригу приехал русский авиатор Евгений Шпицберг — "король мертвых петель". Первый его полет состоялся 4 мая. На ипподроме собралась "вся Рига". Подобного рижане еще не видели. Перевороты через крыло, падения на хвост, крутые виражи, и, конечно, "мертвые петли".

Нечего и говорить, что Лидия Виссарионовна была в тот вечер на ипподроме. А на следующий день полетела вместе со Шпицбергом, чтобы на себе испытать "мертвую петлю", высший пилотаж. Что тут было! После полета авиатора и его отважную пассажирку зрители встретили громкими аплодисментами и осыпали цветами.

Когда началась Первая мировая война, Слюсаренко возвратились в Петербург и перевели туда завод. Они получили военный заказ на постройку самолетов. Испытывали и свой самолет, скоростной истребитель.

Но время мало подходило для опытов. Газеты сообщали об упорных боях, налетах немецких дирижаблей, бомбежках, эпидемиях. Весной 1916 года Лидия Виссарионовна заболела тифом. И утром 2 мая первой русской авиатрисы не стало. Умерла она в возрасте всего 26-ти лет.

Самолет В.В.Слюсаренко, построенный им в австралии. В кабине - Саша Уайт

После революции Владимир Викторович Слюсаренко покинул родину. Судьба забросила его в Австралию, в городок Сандгэйт на восточном побережье далекой страны. Работал автомехаником. С авиацией он полностью не расстался. В Австралии построил легкий спортивный самолет, который сохранился и даже до сих пор летает.

Побывать на родине старому авиатору так и не удалось, хотя он очень мечтал об этом. Умер Владимир Викторович в 1969 году в возрасте 80-ти лет.

В Австралии, в городе Сиднее, живет племянник Владимира Викторовича — инженер-электрик Саша Уайт — студент Сиднейского университета. Саше В. В. Слюсаренко приходится двоюродным дедом. В его семье бережно хранят все, что связано с их знаменитыми родственниками, пионерами русской авиации.

Геннадий Черненко


Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга



Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»