Костер
Архив новостей | Петербург | Поэзия | Сочинения | История | Биографии| Природа | Сказки | Юмор | Кино | Мода
Rambler's Top100
Июль 2006 года

Содержание

Даниэль Пеннак. Агенство "Вавилон"

Самый лучший читатель

Эволюция мозга

Викторина

Академия художеств


Зеркало души

Портретом называется изображение человека, чаще всего его лица. Этот жанр возник как часть религиозно-магических верований, как некий двойник оригинала, находящегося в загробном мире. Именно с сохранения образа умершего начинается история портрета.

Наиболее древние портретные изображения дошли до нас в искусстве Древнего Египта. И в дальнейшей истории искусства портрет занимал особое положение, связанное с передачей образа конкретного человека. В наивысшем проявлении портрет — это рассказ о человеке и его времени. Это не только похожесть черт лица, но и более общее впечатление о человеке, о его характере. Но что такое похожесть? Как передать характер? В различные периоды искусства художники по-разному видели цели и средства портретного жанра.

Фаюмский портрет  

С ранними образцами портретной живописи мы встречаемся в портретах I-III веков, найденных археологами в Египте близ селения Фаюм. Фаюмские портреты, имевшие ритуально-религиозное предназначение, написаны в технике энкаустики (восковыми красками) на деревянных дощечках. Их отличает особая жизненность и правдивость, связанная с представлениями о "двойнике" человека в загробном мире. Поэтому так ярко выражены черты сходства, передающие его индивидуальный облик. Портретам свойственна удивительная одухотворенность, строгость, значительность.

  Д. Веласкес. Портрет графа де Оливареса

Среди величайших портретистов — один из самых объективных и проницательных — испанский художник Диего Веласкес. Его творчество — вершина портретного жанра, каждый портрет словно биография души человека. Будучи придворным живописцем, Веласкес никогда не льстил, стремясь изобразить духовную и физическую сущность человека. Недаром Папа Иннокентий X, увидев свой портрет, написанный Веласкесом, прозорливо сказал: "Слишком правдиво".

Всемирно признанный шедевр Веласкеса — "Портрет графа де Оливареса". Влиятельнейший человек Испании, граф Оливарес принадлежал к одному из знатнейших родов и был первым советником Короля Филиппа IV. Королевский фаворит изображен без обычных атрибутов власти. Нет ни золотой цепи, ни генеральского жезла, ни роскошного мундира — обязательных атрибутов парадного портрета. На графе простая темная одежда и скромный строгий белый воротник. На серо-серебристом фоне отчетливо выделяется бледное лицо Оливареса. Широкая черная лента прикрывает вышитый на груди золотой орденский знак Алькантары. Силуэт портрета подчеркнуто прост. Это придает ему величественность и монументальность. На лице графа светская улыбка, но за вкрадчивой любезностью он словно прячет свой острый "оценивающий" взгляд. В этом портрете Веласкес создал удивительно глубокий многогранный образ натуры сложной и коварной.

О. Ренуар. Девушка с веером  

Искусство художников-импрессионистов возникло как стремление передать непосредственное впечатление от природы, наполненной воздухом и светом. Однако, и изображая человека, они создали замечательные полотна. Выдающимся портретистом был импрессионист Огюст Ренуар. Особенно ему удавались женские образы. Он передавал "...внутреннюю симфонию женщины, ее чарующую загадку". Его работы наполнены жизнерадостностью и восхитительной легкостью, как в небольшом портрете — "Девушка с веером". Летние месяцы Ренуар проводил на берегу Сены, где писал пейзажи и сценки с гребцами. Здесь находился небольшой кабачок, ставший излюбленным местом встреч любителей лодочных прогулок. Ренуар написал портрет прелестной Альфонсины, дочери хозяина кабачка. Ясно обозначены контуры лица, отчего возникает тонкая игра ритмических повторов — полукружие веера перекликается с округлой спинкой красного кресла и покатыми плечами девушки. Холодное мерцание голубовато-фиолетового платья тонко сочетается с темно-каштановым цветом волос. Внимательно, с чуть заметной лукавинкой, смотрят сияющие темно-синие глаза. Тонко и поэтично передано очарование юной кокетливой девушки, мимолетность ее душевного порыва.

Петр ЛЕРНЕР,
член Союза художников России






© 2001 - 2018