На главную Rambler's Top100

Август 2007 г.


УСЫ И ХВОСТЫ

Древнейшие из сохранившихся изображений животных были созданы в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. В то время люди еще не знали металла, и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи — каменный век. Наскальные рисунки, открытые археологами, представляют контуры фигур зверей, выполненные яркой минеральной краской — красной или желтой. Такие «картины» были хорошо видны в полумраке пещер, освещавшихся только факелами или огнем костра. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само их существование. Легкой и гибкой линией переданы движения оленей, быков, кабанов, лошадей, уже вымерших мамонтов и пещерных медведей. Эти росписи имели ритуальное назначение — отправляясь охотиться, первобытный человек верил, что нужно поразить стрелой или копьем нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех в настоящей охоте.

Мамонт. Наскальный рисунок Мозаика. Помпеи. 50-е г. н.э. А. Дюрер. Молодой заяц. 1502 г.
П. Брейгель Старший. Две обезьяны. 1562 г. П. Поттер. Телец. 1647 г. П. Пикассо. Летящий голубь. 1949 г.

Изображения животных часто встречаются в античном искусстве. 24 августа 79 года н.э. извержение вулкана Везувий полностью уничтожило один из самых процветающих городов Римской империи — Помпеи. Город скрылся под слоем пепла. Сегодня только руины, в которых сохранились знаменитые мозаики, хранят память о его былом величии. Например, мозаика, украшавшая пол одной из комнат, занимает площадь в 15 квадратных метров. Для ее изготовления потребовалось около полутора миллионов кубиков естественных горных пород. Среди разнообразных сюжетов этих мозаик мы видим птиц и животных, например, дерущихся петухов, кошку, держащую в зубах перепелку.

У скифов, кельтов, германцев существовал своеобразный звериный стиль. В Средние века в Европе были распространены аллегорические и сказочные образы птиц и зверей.

Великий немецкий художник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер создал акварель «Молодой заяц». Картина выполнена с таким вниманием, что могла бы иллюстрировать научный трактат. Подробно прописан чуть взъерошенный рыжевато-коричневый мех, темный на спине, светлый на животе. Заяц замер, но в теле его чувствуется напряжение, он готов в любой миг пуститься в бегство.

На картине Питера Брейгеля Старшего изображены две рыжие обезьянки, прикованные цепями к каменной плите в проеме низкого сводчатого окна. Они тоскливо смотрят перед собой, не обращая внимания на морской залив с плывущими по нему парусниками. Обезьяна — символ тщеславия и легкомыслия. Птицы, парящие в вышине, — символ духовных устремлений, а город — символ достигнутого порядка и благоразумия. Художник на языке метафор рассказывает, чего достигает человеческая душа, освободившись от суеты, то есть «посадив обезьяну на цепь».

Паулюс Поттер — знаменитый голландский живописец — превосходно изображал животных, преимущественно домашних. «Бык» — наиболее знаменитая из его картин.

Голубь, первая из птиц, «одомашненных» человеком, с древних времен считался символом чистоты и невинности, посланником Неба. Не случайно с этой символикой связан поистине всемирно известный рисунок Пабло Пикассо — «Голубь мира». Он был нарисован как эмблема I Всемирного Конгресса сторонников мира, проходившего в 1949 в Париже.

Очень точно написал об искусстве художников-анималистов известный петербургский график Евгений Чарушин: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон… Все это надо наблюдать и почувствовать».




Петр Лернер
член Союза художников России

Страничка автора



© 2001 - 2017