Архив журнала для детей Костер

Январь 2010 года

Журнал Костер. Январь 2010 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Зима в Северной столице

Вряд ли надо кого-либо убеждать, что Петербург — один из красивейших городов мира. Его ансамбли строили великие зодчие, и красота его улиц и площадей всегда вдохновляла поэтов и художников. Время, конечно, меняло облик города, но в замечательных картинах запечатлена его зримая история. Это своеобразная уникальная живописная летопись великого города. Город красив летом и осенью, утром и вечером, но особо неповторим Петербург зимой.

А. Бенуа. «Парад при Павле I»
А. Бенуа. «Парад при Павле I»

Санкт-Петербург возник как столица Российской империи. Каждый самодержец старался придать городу черты своего понимания величия и роскоши. Павел I строил царский дворец как неприступный замок. Порядки в армии прививались прусские, и обучение солдат сводилось в основном к шагистике. На картине А. Бенуа, художника объединения «Мир искусства», марширующие у строящегося заснеженного Михайловского замка фигурки в париках и ярких камзолах смотрятся, как нелепые куклы.

В. Суриков. «Сенатская площадь в зимнюю ночь», 1871 г.
В. Суриков. «Сенатская площадь в зимнюю ночь», 1871 г.

Величественно выглядит Петербург, изображенный В. Суриковым еще в годы учебы в Академии художеств. «Сенатская площадь в зимнюю ночь». Холодный лунный свет и освещение горящих фонарей. Словно про этот образ впоследствии писала А.Ахматова:

«Вновь Исакий в облаченьи
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпеньи
Конь Великого Петра».
П. Федотов. «Зимний день. 21-я линия Васильевского острова», 1840 г.
П. Федотов. «Зимний день. 21-я линия Васильевского острова», 1840 г.

Совершенно с другой стороны увидел город П. Федотов в маленьком живописном этюде «Зимний день». Удаленный уголок Васильевского острова. Нет ни одного известного здания. Зато так характерны ранние петербургские сумерки и одинокая закутанная в плащ фигурка спешащего человека.

М. Добужинский. «Петербург», 1914 г.
М. Добужинский. «Петербург»

Петербургские виды занимают одно из значительных мест в творчестве М. Добужинского. Не знаменитые площади и дворцы, а неизвестные уголки непарадного Петербурга видим мы на его картинах. Застывшие огромные доходные дома и почти скрытые под снегом маленькие деревянные домики.

Б. Угаров. «Ленинградка. В сорок первом», 1961 г.
Б. Угаров. «Ленинградка. В сорок первом», 1961 г.

Война обрушилась великим горем на прекрасный город и его жителей. Трагические годы ленинградской блокады стали символом стойкости и героизма горожан.

Н. Лапшин. «Переход через Неву», 1935 г.
Н. Лапшин. «Переход через Неву», 1935 г.

Сегодня город строится, растет и меняется, с уважением и гордостью сохраняя великую красоту, переданную нам в наследство.




Петр Лернер
член Союза художников России

Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»