Архив журнала для детей Костер

Январь 2011 года

Журнал Костер. Январь 2011 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Герои неземных стихий Герои неземных стихий

Письма братьям по разуму

Космонавтика

В давние годы считалось, что не только планеты Солнечной системы, но и Луна, и даже раскаленное Солнце заселены. Древнегреческий философ Метродор около четырех тысяч лет назад писал: «Считать Землю единственным населенным местом во Вселенной — вопиющая нелепость. Это все равно, что на огромном засеянном поле вырос бы один-единственный колосок».

«ПИФАГОРОВЫ ШТАНЫ»

Особенно большие надежды возлагались на Марс. Так почему не установить связь с разумными марсианами и, если они существуют, подать им весть с Земли. Вот только каким образом? И тогда вспомнили, что еще в 1820 году великий немецкий математик Карл Фридрих Гаусс придумал способ межпланетной связи.

Необходимо, считал он, выбрать ровное пустынное пространство и на нем изобразить знаменитые «пифагоровы штаны», чертеж, доказывающий, что в прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы. Все это можно осуществить, например, с помощью ровных лесных насаждений. Разумные марсиане, конечно же, должны знать математику, в том числе и теорему Пифагора. Увидев фигуру, они сразу же догадаются, что земляне — тоже разумные, и немедленно откликнутся.

Австрийский астроном Иозеф Иоганн Литтров предложил изобразить гигантские геометрические фигуры при помощи широких траншей, заполненных водой. Если поверх воды налить керосин и поджечь его, то такие огненные «чертежи», считал Литтров, наверняка смогут заметить жители других планет.

А французский ученый и поэт Шарль Крос даже написал книгу, которую так и назвал «Средства связи с планетами». Она вышла в 1869 году. Крос предлагал использовать для посылки сигналов инопланетянам мощные прожекторы.

Немецкий математик Карл Фридрих Гаусс

ФИГУРЫ НА МАРСЕ

30 октября 1896 года в газете «Калужский вестник» появилась заметка под названием «Междупланетные сообщения». Ссылаясь на зарубежные газеты, автор заметки (он подписался всего одной буквой N) писал, что французы Кальман и Верман якобы заметили на снимках Марса правильные геометрические фигуры: круг, эллипс и другие. «Почему бы не предположить, — спрашивал таинственный "N", — что открытые на Марсе знаки есть ответ на прошлогоднюю попытку американских астрономов войти в сношение с жителями этой планеты посредством фигур из громадных костров?»

Заметка попалась на глаза Константину Эдуардовичу Циолковскому, жившему в Калуге. Кто лучше, чем он, основоположник звездоплавания, мог оценить необычное сообщение местной газеты? И он откликнулся, написав для «Калужского вестника» статью с рассуждениями о возможности связи с жителями других планет. Надо сказать, Циолковский всегда был уверен, что мы не одиноки во Вселенной, что и в других, далеких, мирах живут разумные существа, возможно даже более развитые, чем земляне.

К сообщению об увиденных на Марсе фигурах ученый отнесся с сомнением. Тем не менее, он тоже решил предложить свой способ межпланетной сигнализации.

Основоположник космонавтики К.Э. Циолковский

ЩИТЫ ЦИОЛКОВСКОГО

Способ этот заключался в том, чтобы передавать сообщения знаками, напоминающими азбуку Морзе. Для этого, считал Циолковский, надо весной установить на черных вспаханных полях огромные белого цвета щиты. «Маневрируя нашими щитами, кажущимися с Марса одной блестящей точкой, — писал ученый, — мы сумели бы прекрасно заявить о себе и своей культуре».

Сверкая щитами, утверждал Циолковский, возможно сообщить о нашем уменье считать, умножать, делить, извлекать корни, а также об астрономических познаниях людей. «Ряд чисел, — писал ученый, — мог бы даже передать марсианам фигуру человека, собаки, машины и прочее».

Научный опыт в лаборатории Николы Тесла

Ни один из описанных проектов не был осуществлен. Однако когда наступил век космонавтики, световая связь между небесными телами понадобилась, правда совсем для других целей. На российских «Луноходах», автоматических аппаратах, путешествовавших по Луне, были установлены специальные уголковые отражатели. Посланные к ним лучи лазера, отразившись, возвращались обратно, и это позволило с большой точностью измерить расстояние от Земли до Луны.

Понятно, что с появлением радио возникла мысль использовать для межпланетной связи не лучи света, а радиоволны. Первым об этом заявил более ста лет назад знаменитый изобретатель и ученый Никола Тесла.

«Луноход-1» путешествует по Луне

ПОСЛАНИЕ В НЕИЗВЕСТНОСТЬ

Осуществить свой план Тесле не удалось. Это стало возможным много позже. За прошедшее время ученые не раз посылали радиосигналы в космическое пространство, надеясь уловить далекий ответный голос. Увы, никакого ответа до сих пор они не услышали ни с соседних планет, ни из глубин Вселенной.

Но космонавтика, полеты автоматических аппаратов за пределы Солнечной системы позволили отправить во Вселенную не только радиосигналы, а можно сказать, и настоящие письма. Первым посланием к разумным обитателям неведомых планет стала пластинка, размещенная на поверхности американской межпланетной станции «Пионер-10». Станция отправилась в космос весной 1972 года и спустя 11 лет покинула пределы Солнечной системы.

Послание инопланетянам, отправленное на космической станции «Пионер»

Что же «написано» в этом послании? На пластинке располагается изображение мужчины и женщины. Ниже находится схема Солнечной системы и траектория, линия полета «Пионера». Приведены данные, которые позволят определить местонахождение нашей планеты, схема атома водорода, длина волны которого была взята за единицу измерения. Последнее даст возможность узнать размеры Земли и ее жителей.

А в 1977 году американцы запустили две автоматические межпланетные станции «Вояджер». На них были не только пластинки-письма, но и медные граммофонные диски с записями звуков Земли, голосами людей, музыкой. Этим посланиям предстоит долгий путь. Получит ли их кто-нибудь? Дойдут ли они, пусть и не скоро, до наших братьев по разуму?




Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»