На главную Rambler's Top100
ЯНВАРЬ 2012 г.
ЯНВАРЬ 2012 года



Герои неземных стихий Пленники океана

Аварии и катастрофы, как известно, чаще всего наступают внезапно. Так произошло и на этот раз. История, о которой пойдет речь, разыгралась в Атлантическом океане, на расстоянии 150 миль от порта Корк, расположенного на юге Ирландии.

Падение на дно

Летом 1973 года в этом районе Атлантики английская компания проводила трудную работу: с помощью подводного аппарата «Пайсис-3» закапывался телефонный кабель, проложенный по дну океана.

В ту злополучную ночь 29 августа под воду опустились Роджер Маллинсон и Роджер Чапмен — опытные гидронавты. Пробыв на глубине около 500 метров восемь часов, усталые и голодные, они поднимались к поверхности океана, мечтая лишь об одном: хорошо позавтракать и отоспаться.

В 9 часов с минутами «Пайсис» показался из воды. И в этот момент в кабине аппарата прозвучал сигнал тревоги, означавший, что в кормовой сфере, выполнявшей роль поплавка, появилась вода. Оказалось, что у сферы сорвалась крышка люка. Аппарат осел на корму.

Связанный с обслуживающим судном «Вояджер» буксирным тросом, аппарат мотался под водой из стороны в сторону. Раздался треск. Это лопнул связующий трос. «Пайсис» встал почти вертикально и с большой скоростью устремился вниз. Гидронавты с ужасом наблюдали за показаниями глубиномера: 10 метров, 20, 50… Стрелка быстро бежала по кругу.

На глубине 480 метров аппарат врезался кормой в илистое дно и замер почти в вертикальном положении.

Спасатели спешат

Подводный телефон действовал хорошо. Прежде всего надо было определить и сообщить наверх, каким запасом кислорода обладает аппарат и, значит, сколько времени гидронавты смогут прожить на дне. Оказалось, что при самом экономном расходовании кислорода — около 80 часов. Дальше люди просто задохнулись бы в своей подводной скорлупе.

Подготовка к сложной спасательной операции началась сразу же после аварии. Немедленно было выяснено, где расположены подводные аппараты, которые могли бы принять участие в спасении. «Пайсис» под № 2 находился в Северном море, в трехстах милях от Корка. «Пайсис» № 5 был еще дальше, по другую сторону Атлантического океана, у побережья Канады.

Устройство «Пайсиса-3»

Аппараты в срочном порядке, самолетами, были доставлены в Ирландию, в Корк, а затем судами, шедшими «на всех парах», — к месту аварии. Все это заняло около 36 часов из 80 отпущенных спасателям. В море бушевал шторм, что еще более осложняло проведение спасательных работ.

А что же происходило на борту аварийного аппарата? Гидронавты, экономя кислород, старались как можно меньше двигаться, меньше говорить. Каждое лишнее движение, каждое лишнее слово, даже любая мысль и волнение вызывали дополнительный расход кислорода.

Неудача «Пайсиса-5»

«“Пайсис”! “Пайсис”! Я — “Вояджер”, — раздался голос в подводном телефоне. — Мы опускаем его». Это означало, что на помощь гидронавтам идет глубоководный аппарат «Пайсис-2». С того момента, как случилась авария, прошло уже 48 часов — большая часть допустимого времени.

По океану по-прежнему гуляли высокие волны. Люди наверху не спали две ночи подряд, но никто из них, измотанных тяжелой работой, и не думал покинуть свой пост.

Авария «Пайсиса-3». Аппарат на дне океана

В половине третьего ночи «Пайсис-2» начал погружение. Механическая рука его держала специальный зажим, который следовало ввести в открытый люк затонувшего аппарата. Однако сначала надо было найти его. Локатор спасателя уловил слабое эхо с расстояния в одну милю. И в этот момент в обитаемой сфере «Пайсиса-2» обнаружилась течь. Следовало немедленно всплывать!

Гидронавтов изводила сильная головная боль. Хотелось забыться, заснуть. Сообщение сверху подбодрило их. Оно было кратким: «Готовится к спуску аппарат “Пайсис-5”».

Он ушел под воду на рассвете. Аппарат нес захват, который следовало зацепить за подъемную скобу «Пайсиса-3». В 6 часов 15 минут «Пайсис-5» достиг дна и начал поиск. Это было непростой задачей. Несколько часов ушло на безрезультатные поиски. Драгоценное время уходило напрасно. «Пайсис-5» был вынужден вернуться на поверхность.

Судно обслуживания «Вояджер»

Возвращение к свету

В полдень он снова пошел вниз. Очень вероятно, что поиск опять закончился бы неудачей, но кому-то из экипажа «Пайсиса-5» пришла в голову мысль попросить Чапмена что-нибудь спеть. И произошло чудо: место нахождения «Пайсиса-3» было наконец нащупано. А еще спустя полчаса гидронавты, потерпевшие аварию, увидели в иллюминаторах своего аппарата долгожданный спасительный свет.

За считанные минуты пилоты «Пайсиса-5» прикрепили захват к подъемной скобе, но когда они стали отходить в сторону, захват… вывернулся, отцепился и исчез в темной воде. Напряженная работа опять пошла насмарку. Надо было всплывать и все начинать сначала.

Новое погружение отремонтированного «Пайсиса-2» заняло всего сорок минут. Разыскать аварийный аппарат теперь большого труда уже не составило. Медленно маневрируя, экипаж спасательного аппарата завел надежный зажим в люк кормовой сферы «Пайсиса-3». Дело было сделано минут за десять, не более. Это после стольких неудач, безуспешных усилий и промахов! К затонувшему аппарату был наконец-таки прикреплен прочный канат. Теперь все могли вздохнуть с облегчением.

Подъем продолжался около двух часов — путь из подводного мрака к солнцу и воздуху. Кислород у гидронавтов был на исходе. Задержись они на дне еще минут 20, и все закончилось бы трагедией. «Люк с громким стуком откинулся, и сверху хлынул яркий солнечный свет, — вспоминал Чапмен. — Мы были живы, вдыхали свежий воздух, мы были спасены».




Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника




© 2001 - 2016