На главную Rambler's Top100
Январь 2017 г.


ЯНВАРЬ 2017 года



Кукольные истории

Рожденственский вертеп


Театр кукол очень разнообразен, существует множество систем управления куклами и устройства кукольной сцены. И у каждого из видов этого театра когда-то было свое назначение и свои кукольные истории: какие-то сюжеты были предназначены для марионеток, какие-то — для перчаточных кукол, какие-то — для театра теней...

Маленький Иисус

Сегодня мы расскажем о театре, который был специально придуман для того, чтобы поведать людям о рождении младенца Христа. Такой театр пришел к нам из стран Восточной Европы. Называют его по-разному: в Польше — «шопка», в Беларуси — «батлейка», а на Руси — «вертеп», на церковнославянском языке это слово означает «пещера» (место, где появился на свет маленький Иисус). Этим же Ангелы словом стало называться и переносное театральное сооружение (вертепный ящик), в котором специальными (вертепными) куклами разыгрывается рождественское действо.

Вертепный ящик похож на игрушечный трехэтажный дом. В верхнем «этаже» обитают новорожденный Христос, Дева Мария, ее муж, святой Иосиф, и славящие Рождество ангелы. Поклониться младенцу приходят пастухи со своими овечками и три волхва (восточные цари-звездочеты) с богатыми подарками — их привела сюда Вифлеемская звезда, которая сияет надо всем сооружением. Второй «этаж» — дворец царя Ирода, испугавшегося рождения Спасителя — а вдруг дитя вырастет и станет угрозой для его власти? Из Иродова дворца отправляются воины со страшным приказом убить младенцев, «всех сущих первенцев». И сюда же приходит Смерть, чтобы наказать жестокого царя...

Волхвы

В те далекие времена, когда появился вертепный театр, далеко не каждый был грамотен и мог сам прочесть историю о рождении Спасителя. Поэтому бурсаки и семинаристы (учащиеся духовных академий), которые под Рождество ходили с вертепами по деревням и селам, выполняли не только развлекательную, но и самую настоящую просветительскую задачу. Они не были профессиональными артистами, но в «вертепном деле» достигали мастерства. А технические трюки, которыми оснащалось вертепное представление, могут поспорить по зрелищности с новомодными: кукольная Смерть «по-настоящему» срубает Ироду голову, а Дьявол утаскивает ее на «первый этаж», где бушует «адское пламя», и т. д.

Сегодня проводятся фестивали, собирающие вертепщиков со всех концов России. Один из них ежегодно организует Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге.

Если среди вас найдутся те, кому самим захочется соорудить вертепный ящик, сделать кукол и разыграть перед своими друзьями рождественское действо, загляните на сайт московского театра «Бродячий вертеп»: http://booth.ru/, там вы найдете много интересного.



Сцена



Анна Константинова
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника




© 2001 - 2017