На главную Rambler's Top100
ОКТЯБРЬ 2013 г.
Октябрь 2013 года

Рубрика Вот в чем вопрос

ТРУДНЫЕ ПУТИ ИСКУССТВА

И кому все это надо?


Одного лишь трудного пути к месту рисования мастерам наскальной живописи было явно мало. Важно было заниматься изящным искусством там, где делать это крайне неудобно. Пещера Комбарель во Франции имеет форму извивающегося коридора высотой от 50 сантиметров до 2 метров. Изображения начинаются в 125 метрах от входа и тянутся еще на 100 метров, в глубь горы, почти до самого «упора». Разглядывать их можно, только двигаясь ползком. 600 гравировок и рисунков нанесены на стены этой горной трубы разными первобытными художниками. Они работали, лежа на спине и протянув руку к потолку, а то и вовсе скорчившись в узком лазе. Все современные посетители выползают из пещеры с одним вопросом: «Зачем?»

Зачем прятали мамонта?

Правда, не все художники каменного века прятали свои творения под низкими сводами. Другие, напротив, помещали их как можно выше. Пещера Фон-де-Гом заканчивается небольшой камерой, отделенной сталактитовым барьером. Там, в расщелине, под трехметровым сводом притаился шерстистый носорог. Доисторический художник мог изобразить его, только стоя на плечах помощника. В Ласко и Бернифаль быки и мамонты вознесены на высоту 7 метров. Чтобы добраться до купола, первобытные мастера возводили помосты. Об этом свидетельствуют дыры, сохранившиеся на скальных стенах.

Можно было «запрятать» изображение и в колодце. Самый древний рисунок человека находится в пещере Ласко. Чтобы его увидеть, нужно спуститься на дно 6-метровой шахты. Выбраться из нее в древности можно было только по веревке.

В общем, легкой жизни пещерные художники не искали. Так почему же их тянуло в толщу гор? Для чего нужно было прятать лошадь, бизона и мамонта?

Чтобы добраться до истины, Шерлок Холмс советовал исключить невозможное. По крайней мере, одно невозможное признают все исследователи расписных пещер. Невозможно представить, чтобы рисунки и скульптуры каменного века служили для украшения и предназначались для любования. Спору нет, они красивы.

Но к повседневной жизни эта красота отношения не имела: рисовали в одних пещерах, а жили в других. Единственное исключение — Альтамира. Но и там рисунки находились в далекой и крайне неудобной для обозрения нежилой части. И на музеи расписные галереи тоже не похожи. Вряд ли люди каменного века настолько любили искусство, чтобы пробираться к «полотнам» и статуям с риском сломать себе шею. Кроме того, у пещерных мастеров было обычным делом нанести на место одних изображений новые, так что ни первые, ни вторые толком рассмотреть нельзя. Но если художники рисовали не для своих соплеменников, то для кого или для чего? А вот об этом — в следующий раз.




Рената Либина
Художник Евгений Морозов
Страничка автора Страничка художника




© 2001 - 2016