Архив журнала для детей Костер

Октябрь 2015 года

Журнал Костер. Октябрь 2015 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Морская газета

Морская газета



ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ШТУРМАНСКОЙ КАРТЕ

Штурманская карта с отметками глубин Друзья, продолжаем наше путешествие по настоящей штурманской карте! Сегодня поговорим о глубинах — как они обозначаются и измеряются.

Знание глубины очень важно для безопасности мореплавания вблизи берегов. Малейшая ошибка штурмана — и судно оказывается на мели или на подводных камнях, совершенно незаметных с поверхности моря.

В старину, когда карт с глубинами еще не было, знания о морских опасностях передавались из поколения в поколение. В семьях наших северных мореходов-поморов хранились особые тетрадки — рукописные лоции, в них рассказывалось о безопасных подходах к портам, скрытым под водой отмелях-банках, потаенных камнях.

Зачастую эти знания были оплачены жизнями моряков.

Позднее появилась особая морская профессия — ГИДРОГРАФИЯ (по-гречески — «описание воды»). Моряки-гидрографы на своих судах промеряли глубины и наносили их на карты, занимаются они этим и в наши дни.

Современная штурманская карта усеяна отметками глубин. За каждой такой отметкой — работа гидрографов, измеривших в этой конкретной точке моря глубину особым инструментом — лотом. Такие лоты есть на каждом судне.

В старину лоты были ручными — к чугунной гире привязывался длинный трос — лотлинь, размеченный кожаными марками, каждая из которых обозначала свою цифру. При плавании на небольших глубинах штурман должен был часто измерять этим лотом глубину, сверяясь с картой. В нижней поверхности гири делали углубление, в которое вмазывали кусочек сала. К этому салу прилипал донный грунт — например, песок или глина. Так штурман не только определял глубину, но и узнавал, какое под ним дно. При наличии хорошей карты по глубинам и грунту можно было довольно точно определить место судна.

А современному штурману помогает эхолот, который непрерывно показывает глубину под судном, выводя ее на экран. Этот прибор испускает ультразвук, а потом ловит его отражение (эхо) от морского дна.



Лот Лот Томсона, предназначенный для измерения больших глубин
Лот Лот Томсона, предназначенный
для измерения больших глубин
Так выглядит экран эхолота современного судна Штурманская карта с отметками глубин
Так выглядит экран эхолота современного судна Штурманская карта с отметками глубин

Дежурный капитан
Михаил САВИНОВ




Михаил Савинов


Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»