На главную Rambler's Top100
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2012 г.
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2012 года



Герои неземных стихий Субмарина фотографа Александровского

Иван Федорович Александровский был модным петербургским фотографом. Его фотоателье на углу Невского проспекта и Большой Садовой улицы хорошо знали многие петербуржцы. И никто не предполагал в Александровском замечательного изобретателя, причем в деле, очень далеком от фотографии.

ГРОЗНАЯ СИЛА

Среди его родных не было ни моряков, ни строителей кораблей. Да и родился он, в 1817 году, в городе отнюдь не морском, а именно — в Митаве Курляндской губернии Литвы, в семье чиновника.

С детских лет он любил рисовать и, когда окончил школу, уехал в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Это было время зарождения фотографии. «Светопись», как тогда называли фотографию, чрезвычайно заинтересовала Александровского — художника-пейзажиста. Он стал изучать новый вид искусства и даже изобрел оригинальную фотокамеру.

Его ателье в самом центре столицы процветало. Александровский стал состоятельным человеком. Казалось бы, теперь он мог жить спокойно. Но нет, на удивление всем состоятельный фотограф решил заняться тем, что не обещало ни верного успеха, ни богатства.

Произошло это неожиданно — летом 1853 года, незадолго до начала Крымской войны. Иван Федорович по делам своего фотоателье приехал в Лондон. Англичане не скрывали, что собираются «проучить русских». Прогуливаясь по набережной Темзы, он видел грозную силу — военные паровые корабли.

Что же можно противопоставить этой грозной силе? «Мне казалось, — писал позже Александровский, — самым лучшим к тому средством изобрести подводную лодку».

ЛОДКА-ГИГАНТ

Устройство подводной лодки Александровского

Изучив опыт своих предшественников, он немедленно берется за составление проекта. Александровский понимал, что для движения столь огромной субмарины, какую он задумал, нужна большая сила. Такой силой, пришел он к мысли, может стать сжатый воздух.

1 мая 1862 года Александровский представил в Морское министерство свой проект лодки «для действий против неприятельских кораблей». Строилась она на заводе Карра и Макферсона (Балтийском судостроительном заводе).

К лету 1865 года в эллинге завода стоял корабль непривычного вида, с длинным сигарообразным корпусом. Размеры лодки удивляли. Длина ее равнялась тридцати трем метрам, высота — без малого семи метрам.

Субмарина Александровского у причала

Два воздушных мотора стояли в корме. Каждый из них, вращая свой двухметровый гребной винт, развивал мощность более 110 лошадиных сил. Воздух, сжатый до ста атмосфер, содержался в длинных чугунных баллонах, размещенных внутри лодки.

По расчетам конструктора запаса воздуха должно было хватить на три часа подводного хода со скоростью равной шести узлам, то есть одиннадцати километрам в час.

ЕДВА НЕ КАТАСТРОФА

Субмарина Александровского выходит в море

Оружием лодке служили мины. Их следовало скрытно подвести под днище вражеского корабля. Позже Александровский сконструировал и самодвижущуюся мину — торпеду.

Еще одним интересным изобретением Александровского был так называемый «подводный тарантас» — тележка с запасом воздуха для дыхания и минами. Пользуясь этим «тарантасом», водолазы, выйдя из подводной лодки, могли бы подвезти мины к вражескому кораблю и взорвать его.

Подлодка была спущена на воду в начале июля 1865 года. В первом погружении участвовали всего два человека: сам Александровский и мастер завода Ватсон.

Иван Федорович вывел лодку на середину кронштадтской гавани и заполнил балластную цистерну. Субмарина с двумя смельчаками на борту скрылась под водой.

Подводная лодка Александровского на смотре флота

«Вполне довольный своим первым опытом, — рассказывал Александровский, — я приготовился к поднятию лодки, как вдруг раздался страшный треск. Все лампы и свечи моментально потухли, и мы очутились в совершенном мраке».

Уже потом выяснилось, что Ватсон, не имея практики в подъеме лодки, слишком резко подал сжатый воздух в балластную цистерну. Железные связи ее не выдержали нагрузки и разорвались. К счастью, поломки не помешали лодке подняться на поверхность.

ТЯЖЕЛЫЙ УДАР

Первым командиром лодки стал капитан 1-го ранга Г. Ф. Эрдман. Испытания продолжались около трех лет. Осенью 1868 года был проведен эксперимент по длительному нахождению лодки под водой. С экипажем из двадцати двух человек она оставалась на глубине десяти метров семнадцать часов!

«Подводный тарантас»

Александровский писал: «Во время пребывания под водой господа офицеры и команда нижних чинов пили, ели, курили, ставили самовар. Все это происходило при отличном освещении свечами и керосиновыми лампами. Никто не ощущал ни малейшего неудобства».

При той небольшой скорости, которую лодка имела, при малой дальности плавания ее и несовершенном вооружении она не могла стать полноценным военным кораблем. А устранить эти недостатки тогдашняя техника не позволяла. Александровский слишком опередил время. Испытания были прекращены.

В 1882 году Ивану Федоровичу Александровскому исполнилось 65 лет, и его уволили со службы «по причине пожилого возраста». Отставка оказалась для него тяжелым ударом.

Жить без творческой работы старый изобретатель не мог. Его некогда цветущее фотографическое заведение, заброшенное ради создания подводной лодки, пришло, как он писал, «в полное разорение». В возрасте 77 лет изобретатель заболел и 13 сентября 1894 года скончался в больнице «для бедных».




Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника








© 2001 - 2017