Архив журнала для детей Костер

Февраль 2012 года

Журнал Костер. Февраль 2012 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Художник ТЮЗа, Пушкина, «Костра». Вдохновение начинается с любви

Листая номера журнала «Костер» за 1970–80-е гг., невозможно пропустить рубрику «За семью печатями» с кроссвордами и головоломками. Все эти упражнения для ума обрамляются задорными рисунками, подписанными странным именем А. Янус. Фамилия художника заставляет нас вспомнить древнее божество — двуликого Януса. Но какое отношение весельчак-художник имеет к древнеримскому богу? Оказывается — самое прямое. У художника Януса, как и у римского бога, два лица. Это лица неразлучных друзей и талантливых художников Константина Егоровича Севастьянова и Льва Михайловича Московского.

Познакомившись еще во время учебы в Художественном училище им. В. Серова, К. Севастьянов и Л. Московский пронесли свою дружбу через всю жизнь. Именно это светлое чувство легло в основу их самобытного творческого союза. Под именем Янус друзья работали в «Костре», вступили в Союз художников. После смерти К. Севастьянова его друг и соавтор еще целый год подписывал свои рисунки общим псевдонимом…

Товарищи печатались в «Костре» с 1958 года. Новичкам поручали оформлять сухие, скучные тексты про народное хозяйство, науку и технику. Старшие коллеги отказывались от этих материалов, а молодые друзья с честью выполняли задания. Веселые рисунки Януса оживляли сухой мир фактов и рапортов.

Веселый мотоцикл

В начале 60-х гг. появилась рубрика «За семью печатями», открывшая богатое поле для развития юмористического таланта художников. Весельем была пропитана не только творческая работа друзей, но и вся их деятельность в редакции. Например, на 60-летие главного художника журнала Ю. П. Мезерницкого «Янусы» организовали в его кабинете выставку: «Образ Мезерницкого в мировом искусстве». Шедеврами экспозиции явились произведения «Мезерницкий допрашивает Семенова в Монплезире», «Мезерницкий с персиками», «Харкевич, Мезерницкий и Семенов на привале» и, конечно же, «Мезерницкий, летящий» и «Мезерницкий, сидящий».

Талант К. Севастьянова не исчерпывался веселыми картинками. Первые годы работы художника прошли в Ленинградском ТЮЗе, где он трудился с 1957 по 1961 г. Однако всей душой художника влекло в мир, пронизанный поэзией Пушкина. Глядя на изящные силуэты к сценкам из жизни поэта, сложно представить, что их автор — тот же шутник и затейник, что рисовал веселых человечков для «Костра». В этих работах Севастьянов видится нам утонченным аристократом эпохи XIX века.

Севастьянов знал и любил мир Пушкина. Пушкинской теме был посвящен его дипломный проект, более 25 лет жизни художник проработал в Музее А. С. Пушкина на Мойке, 12. В это время он создал прекрасную серию силуэтов для книг о жизни поэта в лицейские годы. Этот этап творчества Севастьянова в очередной раз подтверждает, что искусство начинается с любви. Только изображая то, что ты знаешь и ценишь, для тех, кому хочешь принести радость, можно обрести вдохновение, с которого начинается настоящее искусство.

В оформлении использованы иллюстрации А. Януса и силуэты К. Севастьянова




Л. Михайлова


Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»