Архив журнала для детей Костер

Февраль 2014 года

Журнал Костер. Февраль 2014 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Рубрика И эхо таинства за шелестом кулис…

И эхо таинства за шелестом кулис…
Несерьезное серьезно

Можно ли быть серьезным, когда смеешься? Оказывается, можно. Это возможно в оперетте — веселой пьесе, где много поют и танцуют. И при этом в серьезный сюжет вплетаются сцены самые смешные и даже нелепые.

Жак Оффенбах - больший шутник. Оперетта - маленькая опера

Оперетта родилась как веселый жанр в середине XIX века. Придумал ее французский композитор Жак Оффенбах, большой шутник.

Однажды он решил написать пародию на длинные скучные исторические драмы, которые шли тогда на парижской сцене… Пародия — это когда что-то представляют в комическом свете. Композитор решил изложить в таком шутливом свете историю любви античных героев Париса и Елены. Либреттист написал очень смешную пьесу, Оффенбах написал к ней очень веселую музыку для вставных песенок и танцев. Это были зажигательные танцы парижских кабаре и варьете. А песни — «шансон» парижских бульваров. Спектакль получился блестящий! Чем-то он напоминал любимый французами водевиль, но только гораздо веселее, ироничнее, остроумнее.

Оффенбах вскоре написал еще несколько оперетт и решил открыть свой Театр оперетты. Это случилось в 1855 году. Популярность нового жанра стала столь огромна, что Оффенбах объявил конкурс на лучшую оперетту. В этом конкурсе победил… юный Жорж Бизе, тот самый, который позже напишет очень серьезную оперу «Кармен».

За оперетту «Доктор Миракль» Ж. Бизе получил золотую медаль (12.000 франков)

Вот так оперетта начала шествие по Европе. Оперетты стали писать и ставить не только во Франции, но в Австрии, Германии, Италии. Появились талантливые композиторы, мастера этого жанра. Особенно отличалась Австрия. Австрийскую оперетту называли «венской», ибо именно в Вене она расцветала. Замечательные оперетты писал король венского вальса Иоганн Штраус («Летучая мышь», «Цыганский барон»).

Венская оперетта сильно отличалась от парижской. В парижской больше любили подурачиться, пошутить. А венская обратилась к сюжетам лирическим, а чаще мелодраматическим — то есть «очень чувствительным». Главным в венской оперетте были не канкан и не шансон, как в парижской, а — вальс. Вена — это ведь столица вальса. Конечно, и в венской оперетте было много смешных сцен и смешных героев. Например, оперетта композитора Ференца Легара «Веселая вдова» — это лирический спектакль, но в то же время очень веселый.

А Имре Кальман! Он творил уже в ХХ веке. «Сильва», «Баядера», «Марица», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра»… Эти оперетты и сегодня не сходят с афиш театров. Оперетта не устаревает. Оперетту любят. Оперетты пишут. Опереточные театры никогда не пустуют. И не только потому, что там весело. Но и потому, что это искусство настоящее и серьезное.



Театральный кресла



Юрий Кружнов
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»