Архив журнала для детей Костер

Март 2015 года

Журнал Костер. Март 2015 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Рубрика Вот в чем вопрос

ЧТО скрывает МАСТЕРСКАЯ ЖИВОПИСЦА?

Начало ЧТО скрывает МАСТЕРСКАЯ ЖИВОПИСЦА?

Равный великим?

«ВЕЛИКИЙ ФАЛЬСИФИКАТОР»?

Итак, ван Меегерен решил подождать с признанием. В последующие годы он написал еще 30 поддельных картин. Среди них были разные старые мастера, но любимым художником оставался Вермеер. Обманщик жил припеваючи, он заработал миллионы гульденов, купил усадьбу и роскошный дом в Амстердаме, собрал богатейшую коллекцию живописи.

Война его не коснулась, она даже была ему на руку. Цены на картины росли, и на экспертизу не было времени, все делалось в суматохе. Меж тем новые «Вермееры» на религиозные темы стали не так хороши и достоверны, как первый. Пошли слухи и вопросы: откуда у одного человека столько Вермееров?

Но благополучие ван Меегерена не кончалось. Самые известные коллекционеры становились владельцами его «Вермееров», одну картину приобрел крупнейший музей Голландии в Амстердаме, а другая попала к самому рейхсмаршалу Герингу.

Конец благоденствию пришел в 1945 году, после капитуляции Германии, когда обнаружили личную коллекцию живописи Геринга, спрятанную им в Австрии, в соляной шахте. Была в этой коллекции и картина «Христос и грешница», приписываемая кисти Вермеера.

Специальная комиссия, работавшая с картинами, не усомнилась в подлинности картины, ее интересовало другое: кто же из голландцев продал ее, кто был связан с нацистами?

Началось расследование, следы привели к ван Меегерену, и он был арестован по обвинению в коллаборационизме — сотрудничестве с нацистами. Дело приняло дурной оборот, у ван Меегерена оставался один выход: открыть истину. Он не продавал Герингу Вермеера, он всего лишь «Вермеера» нарисовал. Ему не поверили, а доказать свою правоту он мог только одним способом.

Своего седьмого и последнего «Вермеера» — «Христос среди учителей» — ван Меегерен писал под неусыпным надзором полицейских. Вокруг этого дела был страшный шум, в газетах писали: «Он создает картину ради своей жизни». И он спас свою жизнь. Страшное обвинение заменили, его судили за подделку произведений искусства с целью наживы. В ноябре 1947 года Амстердамский суд определил обманщику минимальное наказание — год тюрьмы.

Ван Меегерен торжествовал. Он стал знаменит еще больше, чем до суда, и заказчиков эта история ему прибавила. Но писать картины больше не пришлось. Через месяц после приговора он умер от сердечного приступа. Музеи избавились от подделок, картины были распроданы, но уже, разумеется, не за миллионы гульденов. Когда-то ван Меегерен мечтал, что его назовут великим живописцем. Газеты называли его «великим фальсификатором».

К сожалению, о мошеннике мы знаем много больше, чем о мастере из Дельфта, не оставившем ни дневников, ни писем. Зато он оставил картины. Настоящие картины настоящего Вермеера, в которых он рассказал о своем времени, о себе, о своей душе.




Елена Матвеева
Художник Евгений Морозов
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»