На главную Rambler's Top100
Апрель 2008 г.
Апрель 2008 года

КРАСНОРЕЧИЕ ВЕЩЕЙ

Слово «натюрморт», в переводе буквально означающее «мертвая природа», имеет и еще одно значение — «земное бытие». В этом удивительном жанре живописи изображаются обычные предметы, которые могут обрести особый смысл, то есть иметь символическое значение. Символы (от греческого слова — «знак») иносказательно обозначают какие-либо понятия или идеи, позволяют кратко и образно выразить сложную мысль.

В натюрморте предметы, сохраняя свои внешние качества, составляют целый рассказ или даже поэму, образуя свой необычный мир, в котором нет случайности. Особенно это характерно для искусства 17 века, когда изображаемое на картинах зритель мог «читать», словно скрытое послание, наполненное глубоким религиозным или философским смыслом. Излюбленные сюжеты классического натюрморта — кухонная и бытовая утварь, атрибуты искусства, книги, овощи и фрукты, дары моря и охотничьи трофеи — могли указывать на добродетели и грехи. Например, лимон — символ обмана (красив снаружи, он кислый внутри), а нож — призыв к защите от коварства. Музыкальные инструменты также наделены вполне определенными символическими значениями. Лютня — символ высокой музыки, лира — атрибут Аполлона, флейта — евангельских пастухов, длинная прямая труба — символ доброй славы.

А. Босхерт. Цветы в окне

А. Босхерт.
«Цветы в окне»,
1620 г.
К. де Хемант. Натюрморт с попугаем

К. де Хемант.
«Натюрморт с попугаем»,
1661 г.
П. Клаас. Натюрморт с лимоном

П. Клаас.
«Натюрморт с лимоном»,
1644 г.
Ф. Снайдерс. Натюрморт с крабом и фруктами

Ф. Снайдерс.
«Натюрморт с крабом и фруктами»
В. Хеда. Суета сует

В. Хеда.
«Суета сует»,
1628 г.
А. Валайэр-Костер. Натютморт с музыкальными инструментами

А. Валайэр-Костер.
«Натютморт с музыкальными
инструментами», 1770 г.

В голландских натюрмортах получила выражение философская идея о бренности всего сущего — «Суета сует». В таких натюрмортах могли изображаться череп, угасшая свеча, с еще струящимся дымком, песочные часы и дымящиеся трубки, напоминающие о быстротечности и кратковременности жизни, пустые стеклянные бокалы или глиняные сосуды, способные вот-вот разбиться, — символ хрупкости человеческого существования. Многочисленные золотые и серебряные вещи, как и символы власти — королевские венцы и скипетры, — напоминали о недолговечности роскоши. В цветочном натюрморте символика еще более многозначна. Букет уподоблен человеческой жизни. Внизу, возле вазы, обычно расположены сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, — знаки бренности. Здесь можно увидеть и раковину, символ паломничества, атрибут святого Роха, направляющую мысль зрителя к высокому и вечному. В центре — символы скромности и чистоты — недолговечные ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов… Венчал композицию крупный цветок — символ добродетели, часто в окружении бабочек, символизирующих бессмертную душу. Иногда в натюрморт попадали насекомые, птицы и звери. Мухи и пауки считались символами скупости и зла, а ящерицы и змеи — символами коварства. Рыбы представлялись символами морской стихии, раки или омары — олицетворяли не только превратность судьбы, но и мудрость. В мире натюрморта кошка, особенно хватающая мясо, ассоциировалась с темными силами и магией, белка символизировала упорный труд, без которого невозможны земные блага, а попугай часто уподоблялся праведникам и символизировал красноречие. Обезьяна же воспринималось как животное, передразнивающее людские поступки, и символизировала различные пороки. Голубь с древних времен считался посланником Неба и символом души, а пара голубей — символ супружеской любви.

Позднее традиционная символика в натюрмортах в значительной степени забылась. Однако чтобы приблизиться к пониманию классического натюрморта, необходимо представлять и эту составляющую изобразительного искусства.




Петр Лернер
член Союза художников России

Страничка автора



© 2001 - 2017