На главную Rambler's Top100
АПРЕЛЬ 2013 г.
Апрель 2013 года

Герои неземных стихий

Герои неземных стихий Мэтью Мори - следопыт океанов

«Гений, который вырвал у океанов и атмосферы их тайны». Такая надпись выбита на гранитном надгробии великого американского океанографа Мэтью Мори. Он был человек, который, что называется, «сделал себя сам». Неистовым трудом, самоучкой, он постиг науки своего времени и стал знаменитым ученым.

Навстречу судьбе

Мэтью Мори родился в век парусных кораблей, 4 января 1806 года. Его отец, фермер, надеялся, что и младший сын будет выращивать хлопок. Благо южное солнце грело здесь жарко, и на урожаи грех было жаловаться. Но Мори с детства не мог терпеть эту работу. В голове мальчишки было одно — корабли и морские просторы. Мэтью не отпугнуло даже то, что его брат, моряк, так и не вернулся домой, погибнув где-то в далеких краях от желтой лихорадки.

Мэтью окончил лишь начальную школу и в семнадцать лет твердо заявил отцу, что покидает ферму и поступает в военно-морской флот США.

— Ну что же, уходи, — ответил отец, — но запомни: больше о тебе я ничего не хочу слышать. Один мой сын уже лежит на морском дне. С меня хватит.

И юноша ушел навстречу своей судьбе, грозившей лишениями и опасностями. Где-то раздобыл он 75 долларов, купил лошадь, на которой за десяток дней добрался до Нью-Йорка.

Великая идея

Ему несказанно повезло. По пути он встретил знакомого генерала, и тот помог юноше устроиться матросом на фрегат «Брэндиуайн», готовившийся к плаванию через Атлантический океан в Европу.

Моряк и ученый Мэтью Мори

В Нью-Йорк фрегат возвратился много месяцев спустя, осенью 1826 года. В следующее плавание Мори отправился уже на другом корабле — военном паруснике «Венсенн». Это был первый поход американского корабля вокруг Земли. Фрегат переплыл три океана, побывал на Гавайях, Филиппинах, в Китае и Японии. И все это время Мори не переставал учиться. Наконец он успешно сдал экзамены на чин мичмана и был назначен штурманом фрегата «Фалмут».

Плавая по морям и океанам, Мори убедился, что моряки, несмотря на вековой опыт мореходства, не умеют использовать ветры и течения для сокращения времени плавания. «Почему бы не создать специальные карты ветров и течений, — размышлял он, — карты, которыми мог бы пользоваться любой штурман?»

Мэтью Мори в молодые годы

В тихом архиве

Как только «Фалмут» прибыл в Бостон, Мори взял отпуск, чтобы навестить родных. С отцом он уже давно помирился. Однако на пути к дому случилось несчастье: дилижанс на неровной дороге перевернулся, и Мори при падении сломал ногу. Перелом оказался тяжелым, кости срастались медленно и плохо. Их пришлось несколько раз ломать снова. Мори мужественно перенес все операции, все страдания и в конце концов поправился, хотя из-за хромоты уже не мог служить на кораблях.

На паруснике через океан

Списанный на берег, он получил должность начальника Хранилища морских карт и инструментов. Мори не подозревал, что именно здесь, в тихом архиве, сделает великое открытие, которое навеки прославит его имя.

Однажды ему принесли кипу пожелтевших вахтенных журналов. Их собирались выбросить, как вдруг Мори пришла в голову замечательная мысль изучить эти давние и, казалось бы, уже никому не нужные записи старых капитанов. В корабельных журналах, он это хорошо знал, должны были содержаться бесценные сведения о ветрах и морских течениях тех районов, где пролегал путь того или иного корабля.

Карты морских течений

Карты Мори

Больше того, он решил обратиться к капитанам с просьбой присылать ему старые вахтенные журналы. Он просил также производить во время плаваний регулярные наблюдения за скоростью и направлением ветров и течений.

И работа началась. Никогда еще в одном грандиозном эксперименте не принимало участие столько людей — тысячи! Постепенно был накоплен обширный материал. Мечта Мори осуществилась. Теперь он мог издать свои знаменитые «Карты ветров и течений». Положение на просторах морей и океанов решительным образом изменилось.

В самом деле, время путешествия из Рио-де-Жанейро в Нью-Йорк за счет умелого использования ветров и морских течений сократилось с 55 дней до 35. Поход из Нью-Йорка в Сан-Франциско вокруг мыса Горн длился уже не 183 дня, как раньше, а 135, и даже меньше. Время плавания из Англии в далекую Австралию сократилось на полтора месяца!

А Мэтью Мори — следопыт океанов (так стали называть его многие) продолжал уточнять свои карты, столь необходимые в дальних плаваниях.

Карты морских течений

Мировая слава

В 1855 году вышел в свет его труд «Физическая география моря» — первая книга по океанографии. Она получила всеобщее признание людей, связанных с морской стихией, и была переведена на десятки языков.

Когда морское дно являлось еще тайной за семью печатями, неутомимый Мори начал исследование морских глубин. Он добился, чтобы прибором для добычи донного грунта (кстати сказать, созданного под руководством самого Мори) были снабжены капитаны всех кораблей. Так удалось исследовать дно во многих местах Мирового океана. Научная работа оставалась для Мори главным делом жизни. В состоянии вдохновения он мог работать сутками, оставляя для отдыха считанные часы.

Ученый скончался в возрасте 67 лет, 1 февраля 1873 года. Он был к тому времени профессором Виргинского военного института. Труды Мори не потеряли значения и в наше время. Недаром на каждой штурманской карте, выпускаемой в США, непременно ставится надпись: «Основана на исследованиях лейтенанта военно-морского флота М. Мори».

Коллаж художника Елены Эргардт


Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника




© 2001 - 2016