На главную Rambler's Top100
АПРЕЛЬ 2014 г.

АПРЕЛЬ 2014 года



Морская газета

Морская газета
Ледокол

ЛЕДОКОЛЬНОМУ ФЛОТУ РОССИИ — 150 ЛЕТ!

В 2014 году нашему ледокольному флоту исполняется 150 лет. О его истории нам расскажет гость «Морской газеты», научный сотрудник филиала Музея Мирового океана «Ледокол “Красин”» Маргарита Александровна ЕМЕЛИНА.

Ледокол «Пайлот» на советской почтовой марке. Точный облик этого парохода неизвестен

— Маргарита Александровна, почему именно в этом году мы отмечаем 150-летие ледокольного флота?

— В апреле 1864 года в газете «Кронштадтский вестник» сообщалось: «Большое удобство для публики: желающих ехать в Петербург и для приезжающих оттуда доставляет винтовой пароход “Пайлот” почетного гражданина Бритнева, который ходит ежедневно до настоящего открытия навигации три раза в день с пассажирами в Ораниенбаум в 8, 12 и 3 часа». Эта маленькая заметка стала настоящей сенсацией. Дело в том, что раньше в это время сообщения по воде между Кронштадтом и Петербургом не было — Финский залив был покрыт льдом. А кронштадтский судовладелец и судостроитель Михаил Осипович Бритнев распорядился на своем заводе перестроить носовую часть парохода «Пайлот» — «срезал» ее под углом 20° к линии киля, в результате чего судно смогло наползать на лед и ломать его своей тяжестью. Первый рейс «Пайлота» состоялся 22 апреля. Именно эту дату считают Днем рождения российского ледокольного флота.

Первый арктический ледокол «Ермак»

— А зачем вообще людям понадобилось плавать во льдах?

— Главными транспортными магистралями до появления сети шоссейных и железных дорог были именно водные артерии. Но с наступлением холодов эти пути оказывались закрытыми льдами. Чтобы продлить время движения судов, нужно было увеличить время навигации. То есть нужен был такой корабль, который расколет лед и проведет за собой другие суда.

Нос ледокола («Красин», 1937 г. Фото Дмитрия Дебабова)

— Итак, первый наш ледокол был небольшим судном для прибрежного плавания. Когда же ледоколы впервые вышли в Северный Ледовитый океан?

Атомные ледоколы «Ленин» и «Арктика» у причала в Мурманске

— Это произошло не сразу. Прежде нужно было продлить период навигации, чтобы осуществлять по рекам, каналам и озерам перевозку грузов. И, конечно, люди также хотели преодолевать могучие льды Арктики и покорить Северный полюс, их манили неизученные просторы. Адмирал Степан Осипович Макаров предложил идти «к полюсу напролом» и создать большой корабль с сильной паровой машиной, корпус которого был бы сделан из прочного металла, а форма носа позволяла раскалывать лед. И в 1898 году был построен первый арктический ледокол «Ермак».

Таким будет новый атомный ледокол проекта 22220

— Как же ледоколу удается преодолевать льды?

— Ледокол надвигается на поверхность льда. Его носовая часть, скошенная под водой, оказывается вне воды. Тогда нос корабля приобретает свой полный вес — и этот огромный груз обламывает лед. Также в носовой и кормовой частях ледокола есть особые цистерны — в них можно накачать воду для усиления действия.

— Как известно, у России в наши дни есть не имеющий себе равных в мире атомный ледокольный флот. Когда он у нас появился?

Ледокол-музей «Красин»

— В 1957 году был спущен на воду наш первый атомоход — «Ленин». Затем последовали атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач». Наша страна — единственная в мире, у которой есть подобные суда. И они ей необходимы, ведь протяженность арктического побережья России — около 22 600 км, что составляет 44% от длины всего берега Арктики. Северный морской путь — кратчайшая водная магистраль между Восточной Азией и Европой. Здесь в наши дни ледоколам нередко приходится водить за собой огромные супертанкеры и большие грузовые корабли.

— Чем удобен атомный ледокол?

— Атомоход — это очень мощное судно, которое не боится практически никаких льдов, может работать во льдах почти круглый год. И ему не требуется регулярная дозаправка топливом!

Байкальский ледокол-музей «Ангара»

— Может ли ледокол дойти до самого Северного полюса?

— Именно атомоходу под силу дойти до полюса. Паровым и дизельным ледоколам не по плечу такая задача. Впервые это удалось 14 августа 1977 года атомному ледоколу «Арктика».

— А строят ли большие ледоколы в наши дни?

— Да. Осенью 2013 года на Балтийском заводе был заложен новый атомоход. И он сможет работать и на мелководье в устьях сибирских рек, и на больших глубинах Северного Ледовитого океана. Есть идея превратить Северный морской путь в магистраль, по которой весь год будут подобные атомные ледоколы вести за собой танкеры и грузовые корабли.

— Какой толщины лед может преодолеть ледокол?

— Самым сильным современным судам могут покориться даже 4-метровые льды, но, как правило, трудятся они в основном в районах со льдинами толщиной от 1 до 2 метров. А «Пайлоту» приходилось бороться с 40-сантиметровыми ледяными препятствиями.

— Наверное, нашим читателям было бы очень интересно оказаться на борту настоящего ледокола! Есть ли у них такая возможность?

— Познакомиться с работой ледокола проще всего в музее-ледоколе. Здесь вы узнаете и о том, как он движется во льдах, и познакомитесь с его историей, прикоснетесь к штурвалу корабля. Помимо ледокола-музея «Красин» в нашей стране есть музей-атомоход «Ленин» в Мурманске и старейший из сохранившихся ледоколов в мире корабль-музей «Ангара» в Иркутске.

В других странах также есть подобные музеи — паровые ледоколы «Suur Tхll» в Таллинне (Эстония),«Tarmo» в Котке (Финляндия) и «Sankt Erik» в Стокгольме (Швеция).




Михаил Савинов


Страничка автора



© 2001 - 2016