На главную Rambler's Top100
Апрель 2015 г.


АПРЕЛЬ 2015 года

Рубрика Вот в чем вопрос


КТО похитил сокровище?

Апрельским утром 1934 года причетник собора святого Бавона в бельгийском городе Генте отпер массивные двери и стал проверять, все ли готово к службе. В каменных стенах готического собора было холодно и сумрачно, гулко звучали шаги. Он направился к часовне Вейдтов, чтобы открыть алтарь — огромный деревянный складень, подобный окну со ставнями.

В рамах складня вставлены 24 картины — сцены и персонажи из Библии, написанные в первой половине XIV века братьями Губертом и Яном ван Эйками. Причетник зажег свет в часовне, взялся за раму и…обомлел. Хотел закричать, но из горла вырвался лишь придушенный хрип: «На помощь!.. Украли!..»

Через час перед алтарем стоял растерянный епископ. Утреннюю службу отменили. Полицейские обследовали часовню, пытаясь отыскать хоть один пригодный для экспертизы отпечаток пальца.

На закрытых створках алтаря картины размещаются в три яруса. Краски спокойные, приглушенные. Фигуры святых словно сотканы из жемчужного света. Но у предметов, их окружающих — комнаты, пейзажа за окном, посуды, латунного умывальника — цвет насыщеннее, чтобы земное отличалось от небесного. И двое коленопреклоненных, мужчина и женщина, написаны ярче, ведь они обычные люди — Йодокус Вейдт и его жена, заказавшие художникам алтарь для семейной часовни.

Очень хорош закрытый алтарь, но главная красота — внутри. При открытых створках это настоящий сияющий праздник. Ничего подобного до ван Эйков мир не знал. Художники считаются изобретателями масляных красок, а Гентский алтарь — первым произведением, написанным этими красками. Были масляные краски и до ван Эйков, но живописцы ими почти не пользовались — краски плохо сохли. Братья нашли растительные масла, которые при смешивании с порошковой краской и высыхали быстро, и блестели ярко. Ими можно было достичь небывалой прозрачности, мягко передать тончайшие переходы света и тени.

В открытом алтаре два ряда картин. Центральная — «Поклонение агнцу». На фоне прекрасного пейзажа, на зеленой лужайке стоит пурпурный алтарь, а на нем — белый жертвенный агнец (ягненок), кровь из его груди струится в золотую чашу. Агнец символизирует Иисуса Христа, принесшего свою жизнь в жертву для искупления греха человеческого. Множество людей вокруг алтаря с агнцем — пророки, мудрецы, апостолы, священники, святые мученики. На открытых боковых створках — пилигримы и отшельники, военачальники и праведные судьи. Все они устремляются к агнцу. Небо и земля поклоняются жертве Христа.

Пропала левая створка алтаря! Нижняя, крайняя.

Створка одна, а картин — две, доска с двух сторон расписана. На одной стороне — Иоанн Креститель. На другой — праведные судьи, спешащие на поклон к агнцу. Согласно преданию, их лица являлись портретами современников ван Эйков, изобразили они среди всадников и себя. И вот — похищение…Зацепки? Отпечатки? Версии? Об этом — в следующий раз.





Елена Матвеева
Художник Евгений Морозов
Страничка автора Страничка художника




© 2001 - 2017