Архив журнала для детей Костер

Май-июнь 2011 года

Журнал Костер. Май-июнь 2011 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Рубрика Вот в чем вопрос

Вот в чем вопрос

О чем придумали неправильные сказки?

Сказки бывают правильные и неправильные. Взять хотя бы «Курочку Рябу». Дед бил золотое яичко, бил — не разбил. Баба била — и ничего. А мышка бежала, хвостиком махнула, и печальный результат. Где логика? А «Мальчик-с-пальчик»? Завели родители детишек в лес на погибель, потому что кормить сыночков нечем. Но самый смышленый из братьев, тот, что ростом с пальчик, обманув людоеда, привел всю ребятню обратно в деревню. И что же родители? Прячут глаза от стыда? Прощения просят? Или снова ведут детей в лес? Ничуть не бывало! Встречают ребятишек с распростертыми объятиями.

Но чемпион неправильной сказки — Иванушка Дурачок. Из сказки в сказку приключаются с ним истории одна абсурднее другой. В одних сказках он хитер и на слово остер, но никто его ума не замечает, пока в самом конце не станет он владельцем половины царства. В других сказках Иван и в самом деле умом не блещет. Бормочет невнятное, на пни шапки надевает, стол пускает шагать вместо лошади. А счастливый финал ему все равно обеспечен. И за что Дураку такое везение?

Дед, баба и курочка Ряба

Малыши сказочного абсурда не замечают. А если и заметят, то, став взрослыми, решают вопросы поважнее, чем проблемы Курочки Рябы. Но иногда встречаются взрослые, которым эти загадки не дают покоя всю жизнь. Это фольклористы, специалисты по устному народному творчеству. Их любимое занятие — выяснять, что в сказке ложь, а что намек. Фольклористы решили искать объяснение сказкам в той древней жизни, когда сказки начали сочинять.

Самая сложная для расшифровки — «Курочка Ряба». Та, которую мы знаем, не совсем народная. Ее обработал для малышей писатель Ушинский. В «настоящей», народной «Курочке» все намного длиннее и печальней. Варианты разные, один хуже другого. Приходят внучки. Узнав о разбитом яичке, разливают ведра, вслед за ними мать разбивает квашню, отец — кузню. Сгорает церковь, за нею — деревня. Начавшись с пустяка, дело оборачивается большой бедой. Все, кто разгадывал загадку «Курочки», сходились в одном: золотое яичко вовсе не безделица. У множества древних народов яйцо означало жизнь, из него рождался мир. Мышка — символ смерти и зла. Не случайно от взмаха ее хвостика рушится вся деревенская жизнь.

Но почему же все-таки плачут дед с бабой о разбитом мышкой яйце, хотя сами долго добивались того же результата? Никто не берется утверждать, что постиг тайну деда и бабы, но предположений о причине их слез много. Вот одно. Жизнь — штука хрупкая, но и прочная одновременно. Она кончается не вдруг, а когда назначено судьбой. В урочный час бежала мышка, и оттого ей оставалось только хвостиком махнуть. Дед же с бабой, добрые и хорошие, не сумели «выпустить» мир из яичка. Это сделала недобрая мышка. И оттого родился не праздник, а катастрофа. Может, сочинители сказки думали так, а может, и не так. Ясно лишь, что Курочка Ряба — не о частной кулинарной проблеме, а о судьбе мира.



Русская народная сказка "Курочка Ряба"




Рената Либина
Художник Евгений Морозов
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»