Архив журнала для детей Костер

Май-июнь 2012 года

Журнал Костер. Май-июнь 2012 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Герои неземных стихий Герои неземных стихий

К 75-летию беспосадочного перелета экипажа В. П. Чкалова

Сегодня перелет в Америку через Северный полюс — обычный рейс многоместного лайнера, комфортное и приятное путешествие. Но 75 лет назад рейс через Северный Ледовитый океан был величайшим подвигом. Аварийная посадка в ледяной пустыне грозила гибелью отважным пилотам, решившимся на подобный перелет.

Героический маршрут

РЕКОРДНЫЙ АНТ-25

Самолет АНТ-25 в музее В. П. Чкалова в городе Чкаловске, на родине великого летчика

К тому времени авиация достигла уже таких успехов, что можно было всерьез задумываться о дальних и сверхдальних перелетах, например, между континентами. Именно для этой цели в нашей стране в 1933 году был создан самолет АНТ-25. Так обозначались машины, спроектированные под руководством знаменитого авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева. Он создал много крылатых машин и прекрасно понимал, каким должен быть его новый АНТ.

Все в этом самолете подчинялось главной задаче: находиться в воздухе десятки часов и пролететь как можно большее расстояние. Поэтому даже внешне АНТ-25 отличался от всех существовавших тогда самолетов.

Валерий Павлович Чкалов

Он имел всего один мотор и небывало длинные крылья, размахом 34 метра. Чтобы взять как можно больше горючего, в крыльях были устроены (впервые в мире) специальные отсеки, баки, вмещавшие более семи тонн бензина.

Полностью загруженный самолет весил около 11 тонн. Для взлета ему требовалась очень длинная полоса. Чтобы облегчить взлет, на подмосковном аэродроме была построена особая разгонная горка, скатываясь с которой, самолет быстрее набирал скорость.

ПРОБНЫЙ РЕЙС

Какой же маршрут избрать для рекодного перелета? Мнения были разные. Предлагалось лететь в Южную Америку и в Австралию. Но выбран был самый трудный, арктический рейс, через Северный полюс в Америку. Он соединял по самому короткому пути две великие державы: нашу страну и США.

Героический экипаж — Георгий Байдуков, Валерий Чкалов и Александр Беляков (слева направо)

Было решено сначала совершить на АНТ-25 пробный полет над нашими северными территориями. Экипаж самолета состоял из трех человек: командир корабля Валерий Чкалов, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков — все опытные, бесстрашные пилоты. Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Камчатка — Охотское море. Таков был маршрут.

Перелет начался 20 июля 1936 года. За 56 часов удалось преодолеть более 9 тысяч километров, из них около 5 тысяч над арктическими морями. Даже после такой суровой проверки находились маловеры, которые считали полет через полюс на одномоторном самолете слишком рискованным. А что если мотор заглохнет в самом центре Ледовитого океана? Чкалов отвечал шуткой: «Один мотор — 100 процентов риска, а четыре — 400».

Валерий Павлович Чкалов с женой Ольгой Эразмовной и сыном Игорем в Москве после возвращения

СКВОЗЬ БУРИ И ОБЛАКА

Они стартовали рано утром 18 июня 1937 года с подмосковного аэродрома в Щелково. Краснокрылый корабль долго бежал по взлетной полосе и, наконец, повиснув в воздухе, начал медленно набирать высоту. Перелет начался.

«Неприятности появились в первые же часы полета, — рассказывал Чкалов. — Сначала Беляков обнаружил, что откуда-то пробивается масло. Затем, спустя часов десять после старта, самолет оказался между двумя слоями облаков, и на крыльях мы увидели лед».

Шли через сильную облачность. Встречали на пути циклоны с их бешеными вихрями, дождем и снегом. Нередко приходилось вести самолет «вслепую», по приборам.

Борясь с обледенением, то снижались, то, напротив, поднимались на высоту пяти, шести тысяч метров. На таких высотах надо было дышать кислородом, а запас его оказался недостаточным, приходилось кислород беречь.

«В кабине — невероятно холодно, — вспоминал Чкалов, — вода замерзает, все превращается в лед. Из-за кислородного голодания вынуждены сменяться каждый час».

У Земли Франца-Иосифа встретили очередной циклон. Крылья самолета, его хвост, винт, антенна быстро обросли льдом. Это замедляло полет, вызывало тряску. «Самолет швыряло, словно щепку, — рассказывал Георгий Байдуков. — Я покрылся потом от напряжения и еле справлялся с полетом вслепую».

ГОСТЕПРИИМНАЯ АМЕРИКА

Над Северным полюсом пролетели в 4 часа утра. Миновали «полюс недоступности», район Арктики, где еще не пролетал ни один самолет. Повернули к Скалистым горам и вышли к Тихому океану. Наступило 20 июня.

Внизу показался американский город Портленд на реке Колумбии. Где же совершить посадку? Решили, что лучше всего — на военном аэродроме близ городка Ванкувера. И Байдуков блестяще посадил самолет на небольшом поле. Полет продолжался 63 часа. Позади осталось 9 тысяч невероятно трудных километров.

Чкалов первым выбрался из самолета. Подошел какой-то сержант. Валерий Павлович угостил его папиросой и закурил сам. Вскоре летчиков окружили сотни людей. Приехали корреспонденты газет и журналов.

Монумент в Ванкувере в память о выдающемся перелете

В гостеприимном доме начальника гарнизона, генерала Джорджа Маршалла летчики переоделись, побрились, отдохнули. Начались поездки героев по городам Америки. Встречи, приемы, экскурсии. Президент Франклин Рузвельт пригласил их в Белый дом. Со всех концов мира приходили поздравительные телеграммы.

Только 14 июля на океанском пароходе «Нормандия» летчики отправились из Нью-Йорка обратно в Европу, а оттуда поездом — на Родину, в Москву, где их ждала торжественная встреча.

Так завершился этот героический перелет. Путь из России в Америку через «крышу мира», как иногда называют Северный полюс, был открыт.




Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»