Архив журнала для детей Костер

Июль 2009 года

Журнал Костер. Июль 2009 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Вот в чем вопрос Почему всем поселкам по 500 лет?

В 2000-м году множество поселков Ленинградской области отмечали свой юбилей. Им исполнялось 500 лет. Праздник справляли Мга, Извара, Парголово, Лисий Нос, Сиверский и десятки других. Как же они умудрились «родиться» в один год — 1500-й?

Попробуем заглянуть на пять веков назад. Земля нынешней Ленинградской области принадлежала Великому Новгороду. Свои владения новгородцы делили на пять частей — пятин. Там, где теперь раскинулся Петербург и его окрестности, простиралась Водская пятина. Свое имя она получила от населявшего ее финского племени водь. В 1499-1500 годах 500 лет поселку новгородцы решили определить, сколько в пятине пахотной земли, селений, людей и какие налоги надлежит им платить в казну. Так появилась «Переписная окладная книга Водской пятины», текст которой дошел до наших дней. В книге впервые упомянуты многие поселки, сохранившиеся и поныне. До того как попасть в новгородскую налоговую ведомость, эти селения могли существовать многие десятилетия и даже столетия. Но более древних записей о них не сохранилось.

На Руси издревле было принято считать возраст городов и селений от первого упоминания. Так и вышло, что десятки поселков в окрестностях Петербурга оказались ровесниками и отпраздновали свой солидный юбилей в одном и том же году — 2000-м.

Как сосчитали вече?

При имени «Новгород» сразу же вспоминается вече. Конечно, народные собрания происходили и в других древнерусских городах, но вече новгородское прославлено особо. В XIII веке новгородцы изгнали представителя киевского князя, и с тех пор только вече решало, как жить новгородскому государству. Летопись описывала веча как шумные собрания, нередко завершавшиеся столкновением партий на мосту через Волхов…

Новгородское вече

Первые русские историки представляли себе вече как собрание всех взрослых мужчин, «сонмище людское». Однако со временем стали зарождаться сомнения. Известно, что в период расцвета в Новгороде проживало порядка 30 тысяч человек. Взрослых мужчин — 4-5 тысяч. Но столько людей, да еще без микрофона, ни о чем непосредственно договориться не могут.

Между тем мы знаем, что новгородское вече обсуждало сложные вопросы и выносило вполне разумные решения. Вечу удавалось избирать должностных лиц, устанавливать налоги, утверждать договоры. Сколько же людей на самом деле входило в вече? И кто это были такие?

Разрешить загадку удалось известному археологу Валентину Лаврентьевичу Янину. В распоряжении ученого были некоторые письменные свидетельства. В 1331 году немецкие послы сообщали: городом управляют «триста золотых поясов». Летопись указывала: вече чаще всего происходило на Ярославовом дворище. Так называлась площадь на Софийской стороне, где некогда стояли хоромы князя Ярослава Мудрого. Кроме того, источники утверждали: на вече сидели.

Археологи во главе с Яниным тщательно обследовали территорию Ярославова дворища и определили его древние границы. А потом был проведен эксперимент. На площади поставили скамьи. На них сели участники археологической экспедиции и студенты новгородских вузов. Оказалось, что вечевая площадь вмещала от 300 до 400 человек. Число совпало с сообщением немецких дипломатов о «трехстах золотых поясах». Но кто же эти «золотые пояса», управлявшие Новгородом?

В ходе раскопок выяснилось: территория города делилась на усадьбы. Их хозяевами были бояре. Усадьба включала дом самого боярина, мастерские, жилища ремесленников и занимала солидную площадь до 2000 тысяч квадратных метров. Археологи подсчитали: таких усадеб было приблизительно 300. И снова — знакомая нам цифра. Совпадение вряд ли случайно. Янин предположил, что древние новгородские землевладельцы и предприниматели — бояре — как раз и составляли вече: именно в их руках сосредоточивалась власть. Триста человек — вполне обычное число и для современных парламентов. Разумеется, тремстам тоже не просто договориться, но в отличие от 4-5 тысяч все-таки возможно.

А как же шумные собрания, гомон толпы, столкновения на мосту? Неужто все это — фантазия летописца? Скорее, правда. Когда обсуждались особо значимые вопросы и возникали непримиримые позиции, бояре приводили своих работников. Те заполняли ближайшие улицы и криками поддерживали хозяев. Видимо, такие бурные веча случались не часто. Именно поэтому они привлекли внимание летописцев и «вошли в историю».




Рената Либина
Художник Ольга Граблевская
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»