На главную Rambler's Top100
Июль 2015 г.


ИЮЛЬ 2015 года


Волшебный источник

Тайны ПОЭЗИИ


Тайны ПОЭЗИИ


Про гуся и барабан

— Так какая же зима у поэта Сергея Есенина?

— Седая («Нивы сжаты, рощи голы…»)! Это необычное определение и точное: действительно, снег белый, как седина человека. Можно придумать и другой образ: зима жизни — старость. А угадайте, какой может быть чаща?

— Дремучей, густой, темной… страшной, в конце концов…

— А у Есенина она — звонкая! Вот как необычно! И сразу много ассоциаций появляется: деревья — прямые, натянутые, как струны, и ветер — шумящий, звенящий по их стволам… Или ручей, поток; мы назовем его быстрым, а поэт скажет о нем интереснее — поток проворный. Вы, наверное, уже поняли, что стихотворные эпитеты очень яркие и точные. Например — «гусь тяжелый» (у Пушкина в «Евгении Онегине»). Отдельно друг от друга эти два слова совсем прозаические и всем привычные. Но Пушкин соединил их, и мы удивляемся: как это просто, но точно! Действительно, гусь — тяжелый! В одном слове «тяжелый» — весь гусь, целиком; неуклюжий, грузный, переваливающийся с лапы на лапу. А предположите, каким может быть барабан?

— Большим, громким, важным...

— А у Маяковского он — шалый («Мы вас ждем, товарищ птица…»)! Помните, что значит «шалый»? Правильно — взбалмошный, бесшабашный, очень резвый. Есть эпитеты, в которых поэты используют слова «высокого стиля». В основном они происходят из старославянского языка и в повседневной речи употребляются нечасто. Смысл образов, созданных с помощью «высоких» слов, сразу становится серьезнее, значительнее. «Рука дерзновенная» (не наглая, даже не дерзкая, а именно — дерзновенная). «Презрительная пята» (то есть презирающая красоту цветов, которые она топчет). Это из стихотворения А. К. Толстого «Замолкнул гром...». Заметьте, что пята — более значительное слово по сравнению с «простой» пяткой. «Улыбка роковая» (у М. Лермонтова «Два великана»). Эпитет «роковая» часто употребляется по отношению к женщине, ее улыбке, чарам. Поэты, критики называют такие часто употребляемые выражения штампами. Но у Лермонтова «роковая улыбка» не штамп. Ведь ею отвечает один воин другому. И мы сразу понимаем: если улыбка витязя роковая, его враг будет повержен. А улыбкой опасной или наглой противника не сразишь...

— Вот какие поэты — неравнодушные к словам люди!

— Попытайтесь и сами внимательнее отнестись к эпитетам. Попробуйте подобрать их к какому-нибудь явлению. Например, сколько уже про лето написано! Или про осень… У поэтов она и щедрая, и славная, и первоначальная, и унылая, и туманная, и дивная, и пестрая, и прозрачная, и кружевная… Золотая и багряная — это уже «штампы». Постарайтесь что-то свое, оригинальное придумать! И про лето, и про осень. А хотите — и про зиму, и про весну. Потом посмотрим, у кого лучше, интереснее получится.

Евгений СЛАВУТСКИЙ,
журналист, преподаватель
литературы школы-лицея «Венда»




Евгений Славутский
Художник Евгений Морозов
Страничка автора Страничка художника




© 2001 - 2017