Архив журнала для детей Костер

Август 2013 года

Журнал Костер. Август 2013 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Рубрика И эхо таинства за шелестом кулис…

И эхо таинства за шелестом кулис…

Романтика былых времен...

В России всегда любили танцевать. А что касается истории Петербурга, то она, можно сказать, начиналась с танцев. Не верите? Кто основал Петербург? Правильно, Петр Первый. Но ведь он был большим поклонником бальных танцев. Он обучился им, еще совсем юный, во время первых заграничных поездок в Голландию, Францию, Англию. И когда Петербург начали строить, Петр среди первых издал указ: устраивать в нем «ассамблеи». Это веселые светские гуляния с танцами. Их устраивали и в частных домах, и в садах — например, в Летнем саду.

А в 1738 году в Петербурге была открыта первая в России Танцевальная школа. Поскольку русских танцевальных педагогов еще не было, в Школе преподавали иностранные педагоги. Это были знаменитые, талантливые танцоры — француз Ланде, основатель Школы, немец Хильфердинг, итальянец Канциани. А в начале XIX века в Россию приехал французский танцор и балетмейстер Дидло. Он преподавал в Театральной школе и ставил балеты на императорской сцене. Из его школьного класса вышли такие знаменитые русские танцоры, как Истомина, воспетая Пушкиным, Телешова, Глушковский.

Первая встреча Чарля Дидло и Дуни Истоминой

Именно в России Дидло стал знаменит. «Здесь и Дидло венчался славой», — сказал о нем Пушкин. В Петербурге Дидло поставил более 50 балетов. Его искусство было, по сути, искусством наступавшей поэтичной романтической эпохи. Творили тогда в Петербурге также известнейшие балетмейстеры — Вальберх из Чехии, француз Перро, итальянец Филиппо Тальони.

Приезжали в Петербург на гастроли и знаменитые «романтические» танцовщики Европы, среди которых самой удивительной, самой поэтичной была дочь балетмейстера Тальони — Мария Тальони. Особенно она прославилась в роли Сильфиды из одноименного балета. Во время гастролей Тальони в Петербурге эта роль была так популярна, что превратилась в романтический символ времени. Марию Тальони называли художником в танце. Ее так любили, что ей первой на русской сцене стали подносить живые цветы — раньше полагалось искусственные.

Мария Тальони получает первые живые цветы

Тальони прожила в Петербурге несколько лет. Но многие иностранные танцовщики и балетмейстеры нашли в России вторую родину. Среди них был Мариус Петипа, лучший постановщик балетов Чайковского, Глазунова, Минкуса, Адана. Он прожил в Петербурге 50 лет и поставил несметное число балетов. На сцене Мариинского театра в его балетах танцевали Кшесинская, Карсавина, Нижинский, Анна Павлова. Петипа преобразил русский балет — и с технической стороны, и с художественной. Между прочим, именно Петипа придумал пуанты — балетные тапочки, которые позволяли балеринам танцевать «на пальчиках».



Театральные кресла



Юрий Кружнов
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»