На главную Rambler's Top100
СЕНТЯБРЬ 2013 г.
СЕНТЯБРЬ 2013 года



Герои неземных стихий

Гибель «Титаника»

«Голубая лента Атлантики». Этот замечательный морской приз был учрежден в 1840 году. Он присуждался пассажирским судам-рекордсменам, которые быстрее всех пересекали Атлантический океан между берегами Европы и Северной Америки.

Рождение гиганта

Обладать «Голубой лентой» мечтал любой капитан. Каждый новый трансатлантический лайнер строился с расчетом завоевать эту престижную награду.

В 1912 году по заказу английской судоходной компании «Уайт стар» («Белая звезда») был построен пассажирский пароход под названием «Титаник» — крупнейший в то время. Да и по нынешним меркам его можно считать настоящим великаном.

Капитан «Титаника» Эдвард Смит
Капитан «Титаника»
Эдвард Смит

Корпус «Титаника» имел длину более четверти километра, ширину — без малого тридцать метров, а его борта поднимались на высоту десятиэтажного дома. Мощные паровые машины позволяли ему развивать скорость более 25 узлов, то есть около пятидесяти километров в час. «Титаник» мог вместить более двух с половиной тысяч пассажиров.

Но удивляли не только размеры этого суперлайнера. Поражали также отделка и убранство его помещений и парадных лестниц. На одиннадцати палубах-этажах разместились шикарные каюты, просторные танцевальные и спортивные залы, рестораны и бары, зимний сад, плавательный бассейн и даже… каток с искусственным льдом.

Курс на Нью-Йорк

Устраивая огромные, высокие залы, широкие лестницы, строители парохода нарушали строгие правила непотопляемости. Безопасность приносилась в жертву красоте, комфорту и роскоши. Беспечность судовладельцев дошла до того, что лайнер не снабдили даже достаточным количеством спасательных шлюпок. Зачем они? Пароход считался абсолютно надежным.

«Титаник» вышел в море из Саутгемптона — порта на юге Англии — 10 апреля 1912 года. Зайдя по пути во французский порт Шербур, а затем — в Ирландию, он 11 апреля после полудня взял курс на Нью-Йорк.

Путь его должен был пройти по северной Атлантике. На борту лайнера находились 2207 человек. Из них — 1316 пассажиров, включая около сотни детей, и 891 член экипажа.

В первый рейс на «Титанике» отправилось немало богатых людей — миллионеров и миллиардеров, банкиров, известных политиков.

«Вижу айсберг!»

Плавание проходило спокойно, чему способствовала прекрасная погода — ясная, тихая, со звездными ночами. Вел огромное судно капитан Эдвард Смит, уже более сорока лет плававший на различных пассажирских судах.

Скоро в путь «Титаник»
Все спокойно на лайнере-гиганте.
Скоро в путь
Вот он, «Титаник» —
крупнейший пассажирский пароход

Между тем, на четвертый день плавания погода начала портиться. Похолодало. Все чаще на пути лайнера стали попадаться плавучие льдины, правда, еще не опасные. Но это служило нехорошим предзнаменованием. И верно, утром 14 апреля радист «Титаника» Джек Филлипс принял сообщения с других пароходов о замеченных на западе айсбергах — плавучих ледяных горах.

Лайнер шел с большой скоростью. Для безопасности следовало уменьшить ее и резко изменить курс к югу. Но это означало прийти в Нью-Йорк с опозданием, о чем не могло быть и речи. И «Титаник», не сбавляя хода, продолжал движение.

Близилась ночь. В 23 часа 40 минут матрос-наблюдатель заметил впереди темную массу. Он трижды ударил в гонг и сообщил на мостик вахтенному офицеру: «Вижу айсберг!»

Прозвучала команда рулевому «Лево на борт!» Но было уже поздно. Подводная часть ледяной горы столкнулась с правым бортом парохода и пропорола его на протяжении ста метров. В корпус «Титаника» хлынула вода.

Пароход «Титаник» погружается в пучину океана
Пароход «Титаник»
погружается в пучину океана

Сигнал бедствия

На удивление, удар об айсберг оказался настолько слабым, что пассажиры даже не ощутили его. Одни продолжали беззаботно веселиться в ресторанах, танцевать, другие начали укладываться спать.

А тем временем нежилые носовые отсеки уже были заполнены водой, и она все больше и больше распространялась по всему судну. Только теперь стало ясно, насколько грозно положение «непотопляемого» лайнера. Стюарды обходили каюты, будили пассажиров, помогали им надеть пробковые спасательные нагрудники и выводили на шлюпочную палубу.

Около полуночи капитан Смит распорядился послать в эфир сигнал бедствия. Его приняли несколько судов. Ближе всех находился пассажирский пароход «Карпатия». Но и ему требовалось более трех часов, чтобы подойти к району, где медленно погружался в холодную воду гигантский пароход.

Первыми места в спасательных шлюпках занимали женщины и дети. На «Титанике» имелось всего двадцать шлюпок. Это было крайне мало. Продержаться же в ледяной воде с пробковым нагрудником можно было лишь очень короткое время.

Свидание с «Титаником»

«Титаник» на дне океана
«Титаник» на дне океана

В два часа ночи от лайнера отошла последняя шлюпка. Один из спасшихся вспоминал: «Наклон “Титаника” быстро увеличивался. Корабль стал вертикально кормой вверх. Так стоял он несколько минут, пока не исчез навсегда в пучине океана».

Только на рассвете к месту катастрофы подошла «Карпатия» и подобрала всех, находившихся в шлюпках и на самодельных плотах.

Последствия катастрофы оказались ужасными. Спаслось 713 человек. Остальные, почти полторы тысячи, нашли смерть в ледяной воде. Капитан Смит не покинул судно и погиб.

Прошло много лет. «Титаник» затонул на глубине около четырех километров. Добраться до него было нелегко. Лишь в 1986 году к погибшему пароходу спустились люди — американские и французские гидронавты на глубоководном аппарате «Элвин». Позже было поднято много вещей, принадлежавших пассажирам лайнера. А в 1991 году к «Титанику» прибыли наши аппараты «Мир-1» и «Мир-2». Они же помогали снимать художественный фильм Джеймса Камерона «Титаник». Вы его, наверное, видели. Поразительный фильм!




Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника




© 2001 - 2016