Елочные украшения. Игрушки из яичной скорлупы, грецких орехов, картона и цветной бумаги, Дед Мороз, гирлянды из листьев и бабочек, коробочки для конфет, елочные фонарики - своими руками.
Новогодние стихи, рисунки и литературные произведения про Новый Год
Маскарадный (карнавальный) костюм
В домашних условиях без особых затрат можно сделать любой маскарадный костюм. Чтобы персонаж стал живым и убедительным, при выборе костюма необходимо учитывать характер и природные данные того человека, для которого делается костюм. Очень важно, чтобы человек вошел в роль, то есть сам почувствовал себя тем, кого он учитывать и возрастные особенности, например, костюмы зверей, птиц и цветов больше соответствуют детям младшего возраста. Маскарадный костюм должен быть ярким, красочным и выразительным по форме.
Прежде чем приступить к изготовлению костюма, необходимо ясно представить себе образ создаваемого персонажа, определить, что является для него самым характерным, умело отобрать эти характерные черты и обязательно усилить (утрировать) их. Например, нос у колдуньи сделать значить больше натурального, с резким крючковатым изгибом, платок низко надвинуть на глаза, из-под него выпустить космы седых волос, надеть длинную юбку, а на пояс повесить пучок трав.
Для облегчения задачи костюм можно заимствовать с репродукций картин, иллюстраций, рисунков и карикатур.
Начинать изготовление костюма надо с заготовки выкроек; если они изображены на рисунках, то увеличить их до нужного размера лучше всего при помощи сетки или миллиметровки. В тех случаях, когда рисунки выкроек отсутствуют, а имеется только изображение костюма, нужно подобрать к нему подходящую по фасону современную выкройку, взять из нее только основу покроя и подгонку.
производить по фигуре при примерке. На рис. 1 приведен пример: изготовление черкески на основе выкроек мужского пиджака, женского рукава и юбки. Перевод выкроек на материал перед раскроем следует делать при помощи копировальной бумаги, обводя рисунок жестким карандашом.Маскарадный костюм можно сделать из самых разнообразных материалов, многие из которых обычно имеются в доме. Необходимо только, чтобы они по своему характеру, то есть плотности или, наоборот, легкости, цвету и рисунку подходили к задуманному костюму или хорошо имитировали, например, в одном случае шерсть зверя (ворсистые ткани), в другом — тонкий и нежный лепесток цветка (цветная тонкая бумага или ткань). Кроме носильной одежды, лыжных костюмов, могут пригодиться вышедшие из употребления различные вещи и лоскуты материи.
Из картона хорошо делать как объемные, так и плоскостные формы. По выкройке из картона заготовляются отдельные детали, которые затем склеиваются. Для этого нужно на одной из склеиваемых деталей в месте соединения вырезать зубцы или полосы до 2 см длиной и отогнуть их. Надо помнить, что при склеивании отдельных частей зубцы должны находиться внутри изготовляемого предмета. Для конусообразных форм в выкройке, сделанной в виде круга, вырезается сектор, после чего вырезанные стороны склеиваются между собой. Чем меньше вырезанный сектор, тем ниже и шире получается форма, а чем больше — тем выше и уже.
Для круглых форм (например, головных уборов) выкройка делается из 4-8 отдельных клиньев, склеиваемых между собой при помощи обруча (рис. 2,3).
Чтобы придать плоскостям выпуклую форму, в нужных местах следует сделать вытачки или их вертикальные стороны стягивать между собой тесьмой. Например, изготовление масок и щита (рис. 4). В тех случаях, когда надо, чтобы картонная плоскость держалась в вертикальном положении (например, гребень петуха), на детали также делаются надрезы, но длиной 3-4 см, при склеивании они отгибаются в разные стороны. Если картонная плоскость велика, можно сделать дополнительно по сторонам поддерживающие угольники. Таким способом можно изготовить маски зверей, рыб, птиц и самые разнообразные головные уборы с выступающими частями.
Из плотной бумаги удобно делать воротники, веера и другие детали костюма. При изготовлении воротников можно взять за основу стандартные выкройки воротников. Для отделки воротник можно оклеить по краям кружевом или бахромой, сделанными из тонкой белой бумаги, или полоской гофрированной бумаги.
Для гофрированного воротника полоску приблизительно длиной 1,5 м и шириной 14 см надо сложить по короткой стороне в гармошку шириной в 5-7 см. На расстоянии 1,5 см от края сделать прокол, сквозь который пропустить шнур. Для того чтобы воротник не соскакивал со шнура, нужно сделать с обеих сторон узлы на расстоянии, соответствующем окружности шеи, оставив свободные концы для завязок. Таким же способом делается веер, только заготовка для него должна иметь длину 1 м и ширину 30 см; ширина сгиба 2-3 см, проколов — два на расстоянии примерно 4 см. На заготовку с обеих сторон наносится рисунок акварельными красками. Первый и последний сгибы обклеиваются полосками картона и раскрашиваются под слоновую кость. К концам шнура можно приделать кисти.
Из тонкой бумаги хорошо делать завивающиеся детали. Чтобы сделать бороду, на матерчатую основу следует наклеить снизу вверх заранее заготовленные полоски бумажной бахромы, если борода должна быть курчавой, то полоски предварительно завивают. Черную бороду хорошо делать из черной фотобумаги. Таким же способом можно сделать парик; для этого крутозавитую бумажную бахрому следует нашить на матерчатый чехол, сделанный по форме головы. При изготовлении пера на шляпу лист белой бумаги размером примерно 18 см на 40 см нужно сложить вдвое по длинной стороне, нарисовать очертание пера, вырезать его по контуру, сделать диагональные надрезы сверху вниз и завить их. Для придания пышности перу можно сделать 2-3 такие заготовки. Чтобы перо держалось и имело нужный изгиб, заготовки нашиваются на кусок проволоки.
Для кольчуги можно использовать тонкую, но прочную упаковочную бумагу. Делаются панцирь или чешуя следующим образом. Лист бумаги размером примерно 40 см на 120 см складывается по короткой стороне пополам до тех пор, пока ширина бумаги в сложенном виде не будет равна 3-4 см. Затем на ней делаются надрезы. После этого лист осторожно разворачивают, слегка растягивают и нашивают на марлевый чехол, сделанный в виде рубашки. Чтобы панцирь выглядел металлическим, бумагу предварительно следует окрасить в серый цвет (рис. 7).
Из папиросной и гофрированной бумаги хорошо делать панцири или чешую рыбы, жабо, манжеты, оборки, банты, цветы и кружева.
Чтобы сделать жабо и манжеты, надо взять папиросную или гофрированную белую бумагу шириной 20-25 см и присборить ее посередине на нитку, затем сложить вдвое. Жабо следует нашить на белую матерчатую манишку, манжеты — на тесьму длиной 30-35 см, оставив по краям свободные концы для завязок. Оборки делаются так же, как и манжеты, с той лишь разницей, что бумага для них может быть использована любого, хорошо сочетающегося с платьем, цвета. Нашивают оборки воланами или параллельными рядами (в зависимости от моды). Оборки из гофрированной бумаги для придания им пышности следует по краям слегка растянуть. Собирая и растягивая в нужных местах гофрированную бумагу, ей легко придать нужную форму и складки, поэтому из нее удобно делать фижмы на платье и рукава-фонарики. И то и другое следует нашивать на костюм, когда он уже надет. Бант из бумаги делается таким же образом, как из лент.
Чтобы сделать кружево, полоску белой бумаги складывают пополам несколько раз, наносят узор карандашом, вырезают ножницами и расправляют (рис. 8).
Из папье-маше обычно изготовляют объемные маски любой формы. Делается это так: из глины или пластилина лепят форму, которую хотят придать маске, смазывают любым жиром, а затем обкладывают размоченными в воде кусочками бумаги. Таким образом на форму накладывают 4-5 слоев бумаги, второй и последующий слои наклеиваются с проклейкой предыдущего слоя клейстером. После этого маске дают хорошо просохнуть и лишь тогда снимают ее с формы (рис. 9). На снятой маске делают прорезы для глаз и рта и грунтуют ее жидким раствором мела с клеем. Когда грунтовка подсохнет, маску можно раскрашивать. Таким же способом маски можно делать из марли или трикотажных лоскутов. В этом случае ткань плотно накладывают на форму и смазывают клеем, в углубленных местах образовавшиеся складки материи подрезаются или вырезаются, затем на форму натягиваются еще 2-3 слоя ткани. В каждом случае верхний слой приклеивается к намазанному клеем нижнему слою.
Маска, сделанная из материи, легче и удобнее, чем из папье-маше, хотя изготовление ее несколько сложнее.
Маски можно делать без применения скульптурных форм из любых тканей. Для женских полумасок хорошо использовать лоскуты атласа, бархата, сатина; для характерных масок людей больше всего подходят хлопчатобумажные ткани кремовых и розовых тонов, которые легко раскрашиваются; для масок животных и птиц — бумазея, байка, ватин. В зависимости от типажа маски выбирается тот или иной материал; этот материал идет только на наружный слой маски, на внутренние слои лучше всего употреблять бельевую ткань. Куски соответствующей ткани, достаточные по размеру, чтобы из них сделать полную выкройку маски, подкрахмаливаются, сушатся и разглаживаются. Подготовленный таким образом первый слой материи намазывают густо заваренным клейстером, затем на него накладывают второй слой ткани и, чтобы не было морщин, тщательно разравнивают руками от середины к краям. После этого проглаживают до полного высыхания, опять намазывают клейстером и уже накладывают выбранный материал. После высыхания заготовки на нее переводят выкройку маски и вырезают.
Маски из ткани могут быть составными, тогда каждая ее часть — нос, брови, уши, ресницы — выкраивается отдельно и затем наклеивается или нашивается. Для придания выпуклости щекам, лбу, носу маску кладут на туго набитый сухим песком мешочек размером 15-20 см и носовой частью сильно нагретого утюга с обратной стороны маски выдавливают выпуклости, при этом маску надо держать левой рукой, а правой — утюг, делая им кругообразные движения. Затем, если это нужно, маску раскрашивают. К нижней стороне женских полумасок обычно пришивается кружево. Маски и выкройки такого типа показаны на рис. 10.
Во многих случаях незаменимым материалом является марля. Она легко окрашивается в любой цвет, на ней хорошо укладываются пышные складки, а в подкрахмаленном виде она становится жесткой. Из марли можно делать не только манишки, манжеты, оборки, крылья бабочек и стрекоз, но и роскошные платья дам. Полосками из марли легко склеивать между собой картонные и бумажные элементы костюмов. Для предохранения от разрывов бумажные детали костюмов нашивают на марлю.
Мешковина (упаковочная ткань) также может найти широкое применение. Она легко поддается разрисовке любыми красками. Из нее хорошо делать "парчовые" платья, камзолы, плащи, жилеты, брюки. Из подкрахмаленной мешковины легко шить сапоги любого фасона; для придания блеска после окраски их покрывают жидко разведенным клеем (рис. 11).
Удобным материалом служит вата, которая хорошо имитирует белый мех, седые волосы, хлопья снега. Кроме того, вата часто настегивается на ткань и подкладывается под костюм в тех случаях, когда необходимо изменить фигуру человека, сделать большой живот или широкую грудь. При изготовлении меха на полосы марли соответствующего размера настегивается ровным слоем вата, для закрепления ее следует спрыснуть крепким раствором сахара и затем нашить на костюм. Для имитации горностаевого меха нужно дополнительно заготовить хвостики из ваты длиной 7-8 см, слегка скатать их между ладонями, концы опустить в раствор черной анилиновой или акварельной краски, дать высохнуть и только после этого пришивать к заготовленной отделке. Бороды, баки и усы делаются так же, как и мех.
Из мягкой проволоки, которой легко придать любую форму, можно делать каркасы для крыльев, масок, плавников рыб, кринолины для пышных юбок, усики для кузнечиков и бабочек, а также стержни для хвостов, хоботов и перьев. Каркасы обтягивают цветной бумагой или тонкой тканью и затем раскрашивают. Для изготовления кринолина делается несколько проволочных обручей разного размера, соединенных между собой на расстоянии 15 см тесьмой. К верхнему обручу пришивается мягкий пояс. Все проволочные конструкции крепятся на человеке при помощи завязок из тесьмы: крылья бабочки, спинной плавник рыбы крепятся к шее и поясу; боковой плавник — к плечу и локтю; хвостовое оперение — к поясу. Для получения объемного колеблющегося при движении хвоста нужно зашить изогнутый спиралью проволочный стержень в матерчатый чехол, выкроенный по форме хвоста. Чехол для придания ему объема следует набить бумагой или ватой; в плоский хвост стержень вшивается между двумя склеивающимися частями. Для устойчивости хвоста от его основания (место крепления к поясу) делаются два ответвления, которые пришиваются к поясу. Усики головного убора бабочки надо обтянуть полосками зеленой гофрированной бумаги (рис. 12).
Мочало, бахрома, лоскуты ткани окрашиваются в любой цвет, из них легко сделать парик с любой сложной прической. Нашитые на соответствующий костюм, они могут имитировать и водоросли, и шерсть животных. Парики можно делать также из бахромы, толстых ниток, синельки. После придания прическе нужной формы необходимо парик спрыснуть раствором сахарной воды, чтобы прическа сохранила свой первоначальный вид. Косы легко сделать из полосок материи соответствующего цвета (рис. 13).
Отделкой маскарадных костюмов могут служить самые разнообразные материалы: цветная тесьма, нити шерсти, ленты и лоскуты тканей, гофрированная бумага, елочный дождик, позумент, стеклянные бусы и пуговицы. Нашитые узором цветная тесьма или шерсть дают представление вышивки, гофрированная бумага позволяет украшать платья бантами, оборками, рюшами и цветами. Расшитая дождиком марля выглядит как затканная золотом или серебром ткань. Стеклянные бусы и пуговицы "заменяют" драгоценные камни.
Роспись костюмов. Роспись картонных и бумажных элементов костюмов и масок можно производить мягкими и щетинными кистями N 6, 10 и 12, акварельными, гуашевыми и анилиновыми красками. Все эти краски разводятся на воде. Если при раскраске применяются золотой или алюминиевый порошки, разводить их надо на резиновом клее с добавлением бензина. Начинать раскраску рекомендуется со светлых тонов, а кончать самыми темными, давая возможность каждому предыдущему цвету немного подсохнуть. В тех случаях, когда один цвет необходимо постепенно перевести в другой (например, когда надо изобразить румянец на щеках маски), следует розовый цвет нанести на еще не просохший общий тон, а края розового пятна слегка растушевать сухой кистью. При раскраске картона акварельными или анилиновыми красками его нужно предварительно загрунтовать жидким раствором мела с клеем. Ткань можно раскрасить также и масляными красками. Раствором для них служит специальный разбавитель N 1 или N 2.
Существует несколько способов нанесения рисунка на ткань. Самый простой — печатание рисунка с помощью сырой картофелины. На плоско срезанную поверхность клубня наносится химическим карандашом рисунок, затем осторожно по контуру обрезают картофелину так, чтобы рисунок выступал приблизительно на сантиметр над уровнем среза. Полученный таким образом штамп намазывается разведенной (не очень жидко) акварельной или анилиновой краской и прикладывается к ткани.
Для перенесения многокрасочного рисунка лучше всего пользоваться трафаретами. Трафарет изготовляется из промасленного куска картона, в котором предварительно нанесенный рисунок вырезается острым ножом, лучше для каждого цвета в отдельности; для того, чтобы рисунок после вырезания сохранил форму, в отдельных частях его оставляют перемычки. Между контурами рисунка и краями картона должно быть расстояние не менее 5 см, а для того, чтобы цвета не смешивались при работе, по краям трафарета делаются вырезы, которые при наложении трафарета на трафарет должны точно совпадать. При наложении первого трафарета следует по вырезам сделать отметки на ткани для наложения последующих трафаретов (рис. 14). По трафарету хорошо работать масляными красками круглой щетинной кистью ударами о ткань. Избыток краски на кисти следует удалять, вытирая кисть тряпкой. Роспись анилиновыми и акварельными красками, хотя и не дает четких контуров рисунка, как при работе масляной краской, зато сохраняет эластичность ткани.
Вместо того, чтобы рисовать орнамент на ткани или раскрашивать костюм, можно с успехом применить аппликацию, создающую не меньший декоративный эффект.