Архив журнала для детей Костер
Мода для детей и искусство общения

Искусство общения

Дорогие друзья! В прошлый раз мы с вами поговорили о визитах. Насколько легче стало жить сейчас, когда под рукой есть телефон! Во времена моего детства таких чудес техники еще не было, и мне потом долго пришлось учиться правильно общаться по телефону. Некоторыми секретами я хочу поделиться с вами. Итак, телефонный этикет.

По телефону мы слышим только голос, но не видим ни лица, ни жестов собеседника, которые всегда помогают нам понять, что он имеет в виду, как относится к нашим словам. Поэтому по телефону говорите особенно отчетливо, стараясь выдерживать бодрый тон, чтобы ваш абонент заразился вашим оптимизмом, а не пал духом от вашего унылого голоса.

В построении телефонного разговора важное значение имеет первое слово. Оно создает определенное настроение: "Да" — означает согласие, но оно слишком короткое и резкое и не создает настроения для начала разговора. "Слушаю" — подтверждает, что вас услышали, но оно отдает важностью и тщеславием: "Я Вас слушаю". "У телефона" — звучит странно, где же еще может находиться человек, отвечающий по телефону? "На проводе" — на каком? Может быть, мы беседуем с канатоходцем? Есть специальное первое телефонное слово "алло". Оно международное. Его говорят бодрым, приветливым тоном, поощряя человека к разговору.

Телефонную трубку снимайте аккуратно, чтобы вашему абоненту не приходилось вам перезванивать. Звонящий пережидает пять-семь звонков и только после этого опускает трубку. Ведь вы не обязаны дежурить у телефона.

Трубку лучше поднимать между звонками, ведь во время звонка ток в цепи возрастает, и это может привести к повреждению аппарата.

Не стоит звонить к знакомым до 10-ти утра и после 10-ти вечера. Если же такая острая необходимость возникла, то нужно извиниться.

Телефонный разговор не должен быть очень долгим. Длинный разговор нужно вести глаза в

глаза. Самое удачное время для телефонного разговора приблизительно 5 минут. Набирая телефонный номер, помните, что вы невольно вторгаетесь в распорядок дня вашего собеседника — это все равно, что заглянуть на минуту, а просидеть час. Нехорошо звонить домой незнакомым людям. Если же возникла такая необходимость и вы у кого-то просите дать вам телефон нужного вам человека, то вы должны сразу сказать, кто оказал вам эту любезность. Позвонив человеку, который сам не давал своего телефона, вы прежде всего извинитесь, затем объясните причину звонка и сошлетесь на того, кто дал вам его номер. Тот же человек, который дал вам этот телефон, должен постараться опередить вас, позвонив своему знакомому и объяснив причину, по которой дал его номер без спроса, ведь он нарушил этикет — нельзя давать без спроса телефоны и адреса знакомых! Так что лучше, если человек, которому будут звонить, уже будет предупрежден о возможности такого звонка.

Человек, взявший трубку и услышавший, что просят не его, не должен интересоваться, кто звонит. Бестактно спрашивать: "Кто ему звонит?", нужно спросить: "Что ему передать?" И если вы ничем не опозорили своего имени, то не стесняйтесь — ответьте на этот вопрос.

Если вы взяли трубку, а просят кого-то из ваших родственников, который сейчас дома, но подойти не может (скажем, он в ванной), попросите перезвонить, без уточнений, чем он занят и где находится.

Если вы плохо слышите абонента, нужно поинтересоваться, слышит ли он вас, а не кричать дурным голосом в его несчастное ухо, хотя, возможно, он вас прекрасно слышит. Позвонив, не забудьте поздороваться, а услышав приветствие — не забудьте ответить. Спросите, могут ли сейчас с вами разговаривать? Смело отвечайте на этот вопрос. Если вы сейчас заняты, извинитесь и перезвоните позже. Перезванивает тот, кому звонили, и кто не смог говорить. Если забудет перезвонить, то очень обидит абонента.

Есть много тем нетелефонных, о которых стоит говорить только при встрече. Может, вы их сами перечислите?

В завершение скажу, что "с места в карьер" не скачут, и люди начинают телефонный разговор так же, как и личный, не с дела, а с общих фраз о настроении, делах, здоровье, после этого излагают цель звонка. В конце разговора подводится его итог, и обе стороны не забывают попрощаться.

Первым заканчивает разговор: девочка в разговоре с мальчиком, старший с младшим, а при равных условиях — тот, кто позвонил.

Ваша Элиза Хилл

Статья опубликован журнале "Костер" за апрель 2000 года.

НОВОСТИ САЙТА