ВЕРШИНА ТОМА ДЕ ТОМОНА
Петербург, приближаясь к порогу XIX века, еще не обрел одной, может быть, самой замечательной черты: его центральная часть не успела превратиться в невиданную ранее систему архитектурных ансамблей. Такая задача была по плечу только целой плеяде замечательных зодчих: Воронихину, Росси и Стасову. А Тома де Томон (1760 — 1813), 240-летие со дня рождения которого отмечается в этом месяце, не мог пока и предположить, что здесь, на брегах Невы, он обессмертит свое имя, что он станет автором первого величественного, развернутого, классического ансамбля: здания Биржи с Ростральными колоннами и набережной Стрелки Васильевского острова*.
Проектирование и создание этого ансамбля охватывает почти весь тринадцатилетний период деятельности архитектора в Петербурге. Стрелка Васильевского острова еще с петровских времен привлекала внимание создателей города. Сюда с Петербургской стороны в 1720 году переместился торговый порт. Здесь Доминико Трезини возвел знаменитые Двенадцать коллегий. Тут предполагалось строительство грандиозных зданий Сената и Синода, собора и, конечно. Биржи. Ее-то и начал строить Джакомо Кваренги. Следуя установившейся традиции, он развернул здание главным фасадом к Адмиралтейству. Трехэтажное, строгое по очертаниям, с шестиколонным портиком, оно имело неоспоримые достоинства, строгую архитектурную выразительность, но художественной доминантой всей застройки Стрелки Васильевского острова она стать не могла.
Томон приложил неустанные и многолетние усилия, чтобы попытаться вписать кваренговскую, почти достроенную Биржу в свой проект. Но и для гениального архитектора подобная задача оказалась невыполнимой.
Для того, чтобы создать перед новостроящейся Биржей хорошо очерченную площадь, надо было продвинуть стрелку в Неву более чем на сто метров. Если вспомнить о скромных технических средствах начала XIX века, работа предстояла титаническая. И главное, надо было поставить Биржу так, чтобы она не затерялась на огромных невских просторах. С этим труднейшим заданием Томон справился блестяще.
Поднятое на высокий стилобат, окруженное торжественным парадом мощной колоннады, величественное биржевое здание производит неизгладимое впечатление. И колонны-маяки с носами старинных кораблей, с восседающими у подножья фигурами, олицетворяющими собой главные реки Российского государства, словно могучие крылья приподнимают Биржу над невским простором.
Многое еще создал для великого города Тома де Томон: и замечательные, подлинно монументальные, хотя и небольшие по размерам фонтаны рядом с императорской дорогой, ведущей в Царское село (один из них переехал к скверу, расположенному сбоку от Казанского собора). И выделяющийся даже среди блистательных барских домов города святого Петра изумительно стройный, благороднейший по пропорциям особняк Лавалей со знаменитыми львами у входа, и самый запоминающийся среди сооружений Павловского парка павильон-мавзолей, посвященный памяти императора Павла I.
Но Биржа на Стрелке Васильевского острова оказалась для Тома де Томона той вершиной, на которую далеко не всем, даже выдающимся зодчим Петербурга, удалось вступить.
* О них мы писали в «Костре» № 1, 1996 г.
Рассказ опубликован журнале "Костер" за апрель 2000 года.