ВСТРЕТИМСЯ НА ГОСТИНКЕ!
А сколько разных историй могло бы рассказать это старинное здание! Однажды, это было в начале 60-х годов нашего века, здесь нашли даже клад. Да какой! Несколько килограммов золота. Тогда Гостиный двор состоял из отдельных магазинов, их стали объединять в общий универмаг. В одной из старых лавок вскрыли доски пола, а там — кирпичная кладка. Некоторые кирпичи оказались почему-то очень тяжелыми. Странно... Поцарапали их, и — блеснуло золото! Видно, какой-то купец так хитро спрятал в годы революции свое богатство. Удивились строители. Обрадовались. Золото сдали в банк. Получили вознаграждение. Вот что таила старая лавка. Гостиный же двор еще старше. Первый его проект составил еще в конце 1750-х годов архитектор Антонио Ринальди. Здание его, снабженное галереями, украшенное воротами, колоннами, вазами, гирляндами выглядело великолепно.
Но купцам сие строительство показалось слишком дорогим, и проект был отклонен. Новый проект двухэтажного каменного здания было поручено составить зодчему Франческо Бартоломео Растрелли. В 1757 году разработанный проект был утвержден, но разразилась Семилетняя война, денег в казне не оказалось, а купцы сами платить не пожелали.
На смену стилю барокко, который так любил Растрелли, пришел классицизм. Указом императрицы Елизаветы от 22 мая 1761 года было объявлено: "Гостиный двор строить о двух этажах и таким манером, как на сочиненном архитектором Деламотом плане назначено".
Зодчий Жан Батист Мишель Валлен-Деламот приехал в Россию в 1759 году. Его проект Гостиного двора был строг, но в то же время и торжествен. Деламот сохранил задуманную ранее аркаду по обоим этажам, на закругленных углах он предложил соорудить портики, вдоль второго этажа поставил чугунную решетку. В центре аркады по Невскому проспекту позднее устроили еще четырехколонный портик с аттиком наверху.
Несмотря на указ, само строительство началось два года спустя. Велось оно очень медленно. То купцы артачились, не желая покидать свои деревянные лавки, то налетали пожары. Наконец, 14 апреля 1763 года уже другая императрица, Екатерина II, издает указ о том, что пора "начать каменному Гостиному двору строиться... архитектором Деламотом, не чиня ему никакого... препятствия".
Впрочем, завершить строительство он так и не успел: в 1775 году навсегда покинул Россию. Но десять лет спустя со здания сняли наконец строительные леса.
Здание несколько отступило от красной линии Невского проспекта, благодаря чему хорошо смотрелось. Теперь у Гостиного двора самая большая ширина Невского проспекта — 60 метров.
Гостиный двор вырос в форме неправильного четырехугольника, самая длинная сторона которого тянется по Садовой улице, а самая короткая по нынешней улице Ломоносова. Здание кажется двухэтажным, но если взглянуть на него со двора, то обнаружится и третий этаж, предназначенный для хранения товаров. Если же сложить все четыре линии Гостиного двора, то длина его уйдет за километр.
Сейчас можно пройти весь Гостиный двор насквозь. Вначале же было иначе: каждый купец имел в нем свою отдельную лавку с собственным входом. У входа обычно дежурил "сиделец", зазывал прохожих в лавку, расхваливал свои товары, хватая за полу и затаскивая в лавку.
Лавки строились бок о бок, но не как попало. Вдоль Невского выстроились лавки, торговавшие тканями, мануфактурой, галантереей, парфюмерией, книгами. Линию эту называли Суконной. Вдоль Садовой улицы шла Зеркальная линия, где торговали золотом, серебром, бронзой. На Большой и Малой Суровских (нынешней Перинной и улице Ломоносова) продавались предметы дамского туалета. Овощных лавок не было, их перевели на Малую Садовую улицу.
Этот Гостиный двор был назван Большим. Но был еще и Малый, лавки которого заняли противоположную сторону Перинной линии — нынешнюю Думскую улицу. Сооружал Малый Гостиный двор зодчий Джакомо Кваренги. К Гостиному двору относились и лавки, протянувшиеся по переулку от Садовой улицы к Фонтанке. Продавались в них "живые, битые, дикие, а также певчие и другие птицы, собаки, кошки, обезьяны, лисицы".
Чтобы обезопасить себя от пожаров все было "сделано из камня и железа", а во дворе в 1789 году выкопали большой пруд. Зажигать свечи было строжайше запрещено. Освещения в лавках не было, и они были открыты только днем.
В конце XVIII века в Гостином дворе было "коренных или настоящих лавок 147, разумея за одну внизу и вверху и принадлежащие к лавкам окошки".
В 1824 году гостинодворцы направили к генерал-губернатору М. А. Милорадовичу просьбу "об исходатайствовании всемилостивейшего дозволения на устройство лавок Гостиного двора удобными к отоплению и освещению... особенно во время жестоких наших зим". По сему случаю был даже объявлен конкурс среди архитекторов. Но дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 1837 году, когда в нескольких лавках была устроена пневматическая линия, доставлявшая тепло по специальным трубам. Газовое же освещение пришло к Гостиному двору лишь в 1842 году.
На протяжении десятилетий взгляды на внешний облик Гостиного двора многократно менялись. С предложениями как-то перестроить, что-то пристроить к нему выступали литератор А. П. Башуцкий, отставной подпоручик Н. А. Нелидов, зодчий А. Бенуа. Чаще всего проекты их отвергались. И лишь 8 августа 1885 года был утвержден проект кое-каких изменений фасадов. На стенах Гостиного двора появились замысловатые вычурные украшения, аллегорические фигуры, колонны и капители были обработаны рустами, украшены гирляндами. В центре Невской линии вырос купол, на углах встали вазы и фигуры, держащие щиты с изображением гербов Санкт-Петербурга. Получилось так, что Гостиный двор как бы возвращался к уже отвергнутому стилю барокко, к первому проекту Растрелли.
Между тем, едва возникнув, Гостиный двор сразу же стал крупнейшим торговым центром города. Едва только открывались лавки, как появлялись возле их дверей "зазывалы". Вот уже старались они! А вокруг двора кого только не было! Сбитенщики, саечники, пирожники, гречевники, блинники, харчевники, квасники! Тоже на все лады свои товары хвалят.
С утра к Гостиному двору направлялись небогатые покупатели, прислуга. Зато после обеда из лавки в лавку степенно шествовали люди солидные. Многие и не покупать сюда приходили, а просто прогуливались. Торговле они, конечно, мешали, но ведь не прогонишь их: вдруг, глядишь, чего-нибудь и купят! Купить же можно было, чего только душа пожелает. Кроме отечественных, товары здесь были со всей планеты. Газета "Санкт-Петербургские ведомости" сообщала, что в лавках Гостиного двора "продаваться будут... кожи английские белые, обои французские бумажные, кинжалы турецкие в золотых и серебряных оправах, китайские игрушки... табак виргинский... кусков полотна прусского и мелочи".
Было в Гостином дворе и много книжных лавок: В. Плавильщикова, И. Глазунова, В. Сопикова, И. Оленина, И. Лисенкова. Здесь впервые продавалось первое издание книги А. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". Посещали книжников-гостинодворцев А. Пушкин, А. Грибоедов, Н. Гоголь. Но самым частым покупателем бывал здесь И. А. Крылов. Жил и работал он рядом — в Публичной библиотеке и частенько по утрам отправлялся в Гостиный двор покупать русские книги для библиотеки.
Гостиный двор благополучно видел и годы революции, и годы гражданской войны, а вот во время Великой Отечественной ему досталось крепко. Обстреливали и бомбили его многократно.
Несколько раз начинались пожары.
Но уже в 1944 году принялись за восстановительные работы по проекту архитектора О. Л. Лялина. А в 1955 году началась и серьезная реконструкция. Пять лет спустя она была закончена.
Исчезли отдельные магазинчики. Появились анфилады больших и светлых залов единого универмага. В 1963 году рядом со зданием открылась станция метро "Невский проспект", а спустя четыре года вторая станция метро — "Гостиный двор". Это привычное место встречи многих петербуржцев, и часто можно услышать в разговоре: "Встретимся на Гостинке!"Рассказ опубликован журнале "Костер" за апрель 1998 года.