Северный "МОДЕРН"
Петроградская сторона, воспетая многими поэтами, – любимое место отдыха петербуржцев и гостей нашего города. Здесь можно совершить экскурсию по Петропавловской крепости и посетить любимый всеми ребятами Зоопарк, а потом вернуться к нарядному Каменноостровскому проспекту и погулять по замечательному Елагину, Аптекарскому, Крестовскому и Каменному островам, которые особенно красивы осенью.
Трудно представить, что в начале нашего века Петербургская сторона являла собой вид глубочайшей провинции, что среди убогих деревянных домишек бродили коровы и козы, а прохожим приходилось упражняться в эквилибристике, дабы не попасть в непролазную грязь немощеных улиц. Но вот, наконец, судьба Петербургской стороны резко изменилась. Троицкий мост соединил ее с центром, а Федор Иванович Лидваль (1870-1945), крупнейший зодчий петербургского "модерна", своим первым домом на Каменноостровском проспекте задал ему характер важнейшей магистрали столицы. Здание Лидваля радовало строгой избранностью изобразительных средств.
Здесь же, на Каменноостровском, возникло и еще одно крупное и очень живописное здание архитектора. Дом под номером 61 занял выгодное для обзора место на перекрестке. Лидваль завершил его угол резким изломом крыши и увенчал декоративной башней.
Пожалуй, самым уютным и каким-то необыкновенно добродушным, если позволительно так сказать о каменном сооружении, оказалось здание, построенное Лидвалем на углу Большой Конюшенной улицы и Волынского переулка. Весь облик дома воспринимается как неспешный рассказ о возможностях нового стиля. Мягкие, скругленные линии его очертаний, изысканные орнаменты передают музыкальность, лиричность замысла. Непривычный воздушно-пенный способ штукатурки, соединенный с облицовкой рваным гранитом, создают иллюзию волнистой шкуры, наброшенной на стены.
Исключительно трудная задача стояла перед Лидвалем, когда он создавал здание Азовско-Донского банка, ныне Центральный телефонный переговорный пункт. Надо было построить на узком участке Большой Морской улицы монументальное сооружение, торжественное и величественное. Архитектор блестяще справился с задачей: Азовско-Донской банк назван лучшим сооружением в дореволюционной столице.
С большим чувством ответственности строит Лидваль на Исаакиевской площади здание гостиницы "Астория". Не его вина, что дом оказался слишком высоким. Диктат заказчиков был непреодолим. Но архитектор предпринял все, что было в его силах: он включил в композицию мощный фасад под пятым, предпоследним этажом, и этим в какой-то мере сгладил впечатление.
Уроки Лидваля ничуть не устарели. Наоборот, его принципы многовариантности применения одних и тех же элементов – верный путь к решению архитектурных задач наших дней.
Рассказ опубликован журнале "Костер" за октябрь 2000 года.