Дом князя А. Я. Лобанова-Ростовского
Монументальным сооружением, построенным в формах ампира, стал дом князя А. Я. Лобанова-Ростовского. Его возвел в 1817–1820 годах архитектор О. Монферран, получивший известность прежде всего как строитель Исаакиевского собора. Треугольная планировка здания была определена участком, на котором он расположен. Главный фасад, обращенный к Адмиралтейству, подчеркнут торжественным восьмиколонным коринфским портиком, поставленным на аркаду первого этажа. Парадный вход стерегут белые мраморные львы, созданные в Италии в мастерской П. Трискорни. Они были воспеты А. С. Пушкиным в поэме «Медный всадник»:
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые…
Фасад здания, обращенный к Исаакиевской площади, также отмечен портиком. Сохранилась отделка некоторых внутренних помещений, задуманная Монферраном. Особенно эффектно выглядят вестибюль, разделенный двумя рядами дорических колонн, и парадная лестница, декорированная пилястрами коринфского ордера. Во второй половине XIX — начале XX века здание принадлежало Военному ведомству.
Нарядное здание появилось на северной стороне Невского проспекта (ныне дом 86), за Фонтанкой, где еще в конце XVIII века был возведен большой каменный усадебный дом. В 1820-х годах архитектор М. А. Овсянников украсил его главный фасад шестиколонным ионическим портиком, высоко поднятым над нижними этажами. Построенные за ним флигеля образовали замкнутый внутренний двор. В 1835 году архитектор Г. Фоссати декорировал фасад лепными рельефами, изменил планировку и оформление помещений. Одновременно он повысил боковые крылья главного корпуса, подведя их под один с ним карниз. Отделку того времени частично сохранили стены и перекрытия Большого зала в бельэтаже здания.
В 1860-х годах здесь жил М. А. Балакирев, у которого часто встречались композиторы «Могучей кучки» М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, критик В. В. Стасов. Много лет часть помещений занимал Концертный зал Бенардаки. В конце XIX века здание принадлежало княгине Юсуповой. Современники считали его одним из самых торжественных домов восточной части Невского проспекта.
По сравнению с этими монументальными зданиями внешне ничем не примечателен бывший дом Кочневой, построенный в 1805–1808 годах архитектором Л. Руска на правом берегу Фонтанки (ныне дом 41), между Аничковым мостом и мостом Ломоносова. Его безордерный фасад прост и скромен, ничем не обращает на себя внимания. Большая ценность здания определяется высоким уровнем внутренней отделки, исполненной лучшими скульпторами и художниками начала XIX века. Плафоны и живописные панно на стенах лестницы принадлежат кисти Дж. Б. Скотти. Скульптурный фриз на мифологические темы в Большом зале изваян И. И. Теребеневым. Десюдепорты выполнены скульптором М. П. Александровым-Уважным. Именно поэтому дом Кочневой стоит в ряду лучших памятников архитектуры Петербурга начала XIX века.
В истории русского зодчества эпоха классицизма заняла особое место. Она стала временем создания великих архитектурных ансамблей в Петербурге и его окрестностях. Обширные дворцовые комплексы, соединившие парадные здания, служебные постройки и пейзажные парки, совершенно преобразили облик северной столицы России, сыграли решающую роль в формировании характера застройки различных районов города. Они служили теми композиционными центрами, вокруг которых возникали новые площади и улицы, вырастали целые кварталы, выдержанные в едином стилевом ключе. В большинстве случаев дворцовые сооружения были органически связаны друг с другом, доминировали в панорамах набережных Невы и ее рукавов. В основном в этот период завершилось сложение классического архитектурного образа Петербурга, что дало право считать его одним из красивейших городов мира.
Лучше всех почувствовал красоту города А. С. Пушкин, написавший в 1833 году:
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво.
Искусство городского ансамбля, расцветшее в конце XVIII — начале XIX века, оказалось непревзойденным.