Архив журнала для детей Костер

Февраль 2024 года

Журнал Костер. Февраль 2024 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Рубрика Вот в чем вопрос

Какого цвета Антарктида?

Андрей Юрьевич ИВАНОВ — учитель географии гимназии № 85 Петроградского района Санкт-Петербурга. За его плечами более сорока научно-исследовательских экспедиций в разные уголки нашей страны и зарубежья. Кавказ и Алтай, Саяны и Хибины, Казахстан и Монголия, Кольский полуостров и Таймыр, Северная Земля и Новосибирские острова — вот далеко не весь перечень маршрутов его путешествий. В этих заметках — воспоминания об Антарктиде.

Цвет Антарктиды

Какого цвета Антарктида? Каждый скажет — белого! И будет отчасти прав, потому что она ассоциируется с белым снегом, льдом, метелями, пургой, снеговыми зарядами, айсбергами, бесконечными ледяными полями и замёрзшим Южным океаном. А я расскажу вам, мои дорогие читатели, какой увидел Антарктиду я.

В далёких девяностых годах прошлого века судьба подарила мне возможность поработать в Антарктиде. Оказавшись в составе 44-й Российской антарктической экспедиции, в июне 1999 года я ступил на берег ледяного материка…

В детстве я любил перелистывать тома «Советской энциклопедии» и читать отдельные её статьи. Именно там я впервые увидел фотографии Антарктиды. Поэтому на долгое время она стала для меня чёрно-белой.

Учитель географии на вездеходе А. Ю. ИВАНОВ в Антарктиде

Постепенно восприятие менялось. Не помню, откуда у меня взялась фотография хребта Синтинел и массива Винсон — самых высоких точек на ледяном материке. Я вглядывался в их снега, и мне стало казаться, что они становятся то желтоватыми, то серыми, то голубоватыми. Вот уж не думал, что чёрно-белое фото превратится в цветную реальность и что я окажусь на таком далёком и загадочном материке.

Айсберги

Наверное, первые впечатления — самые сильные. Самым первым стали айсберги, встреченные по пути к Антарктиде, — разные по конфигурации, величине и… цвету. Мы шли на флагмане антарктического флота, научно-экспедиционном судне «Академик Фёдоров», в конце лета. Солнце уже находилось низко над горизонтом, а ближе к ночи, к моменту высадки на ледяной материк, уже скрывалось из виду. Именно в этих заходящих лучах лёд начинает играть самыми необычайными красками, и столь же фантастическими по красоте цветами заливают небо восходы, которые почти сразу сменяются кроваво-красными закатами.

Зимовка

Самое трудное время в Антарктиде — полярная ночь: время, когда уходит судно, улетают все вертолёты, исчезают птицы и остаётся только темнота. Мир вновь становится чёрно-белым. Солнце не поднимается над горизонтом, день на длительное время из красочного становится серым, а ночь — непроглядной. Но антарктические ночи не всегда черны. Когда выдавалась морозная и ясная погода, на небе появлялась луна. Почему-то в Антарктиде она мне показалась особенно огромной и светила так ярко, что при её свете без преувеличения, можно было читать. Лунный блеск окрашивал антарктические пейзажи в голубоватые цвета, как будто где-то включали ультрафиолетовые лампы. Свет шёл отовсюду. Казалось, что и снег, и лёд — его источники.

Ледяные пещеры

А можно ли заглянуть вглубь Антарктиды? Оказывается, можно! И помогут нам в этом пещеры и ледяные каналы, которые промыли в теле ледника талые воды. Ведь ледяной материк «плачет» летом, теряя свою массу. Мне посчастливилось заглянуть в подлёдный мир Антарктиды. Как оказалось, в таких пещерах не темно: солнечные лучи преломляются льдом и пещеры озаряются удивительной игрой света. Очень жалко, что фотография не может передать всех её красок.

Ледники Антарктиды

Маршрут за солнцем

Одним из моих научных объектов являлся ледник, где я должен был проводить наблюдения за накоплением снега в районе предполагаемой снежно-ледовой взлётно-посадочной полосы будущего аэродрома. Настало время приступить к полученному заданию. Зимовка шла к завершению. Солнце ещё не полностью появилось из-за горизонта, но день из серого начал уже превращаться сначала в более светлый, а затем и в белый. Холмы медленно освобождались от снега, и часть дороги я прошёл пешком, а на лыжи встал только перед подъёмом на ледник, который достаточно круто поднимался в южном направлении. Вокруг пугающая тишина — такая, что мне становилось жутковато. Время от времени я останавливался, чтобы оглянуться: мне казалось, что кто-то идёт рядом, но это был лишь шорох моего антарктического комбинезона. Прошёл вдоль снежно-ледовой полосы по линии снегомерных вешек, которая полого уходила к югу. Решив возвращаться назад, я развернулся и обомлел: над далёкой линией горизонта висело солнце — ярко-красный огромный диск! Мир озарился совершенно другими красками — он стал цветным. Возвращение солнца — настоящий праздник для полярников!

Антарктида: станции «Прогресс» — «Новолазаревская» — «Беллинсгаузен». 2000–2020 гг.

Последнее «прости»

Наверное, самое красивое зрелище в Антарктиде — это полярные сияния. Не могу не вспомнить последнее из них, которое я и мои друзья увидели с борта судна «Академик Фёдоров» уже где-то в Южном океане. Скрылся из глаз далёкий берег, но ещё украшало чёрное небо созвездие Южного креста, указывавшее когда-то Амундсену и Скотту путь к полюсу. Все мысли наши были о тёплой Африке, как вдруг во время одной из вечерних прогулок по палубе мы увидели на юге сполохи огромнейшего, во всё небо, полярного сияния, которое сначала превратилось в гигантский театральный занавес, а затем медленно опустилось в воды Южного океана… Антарктида простилась с нами! Надеюсь, не навсегда.

Андрей ИВАНОВ

Фотографии Александра Краснова, Андрея Иванова, Андрея Миракина




Художник Юлия Лутошкина   

Страничка художника

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»