А. С. Пушкин о роли и назначении поэта и поэзии
Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, поэт задумывается над тем, можно ли изменить его средством художественного слова, кому дается "судьбой витийства грозный дар".
Свое представление об идеальном образе поэта Пушкин воплощает в стихотворении "Пророк". Но поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных испытаний и страданий, которым предшествуют горестные раздумья пушкинского героя о том зле, которое прочно укоренилось в человеческом обществе, и с которым он не может смириться. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к происходящему вокруг и в то же время бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку, который "духовной жаждою томим", является посланник Бога "шестикрылый серафим". Пушкин подробно и детально останавливается на том, как происходит перерождение героя в пророка, какой жестокой ценой он приобретает качества, необходимые истинному поэту. Он должен видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей. И этими качествами наделяет его "шестикрылый серафим", прикасаясь к нему "перстами легкими, как сон". Но такие осторожные нежные движения открывают перед героем весь мир, сорвав с него покров тайны.
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Нужно обладать немалым мужеством, чтобы вобрать в себя все страдания и все многообразие мира. Но если первые действия серафима причиняют поэту только нравственную боль, то теперь к ней присоединяются и физические мучения.
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
Значит, новое приобретенное поэтом качество мудрость дается ему через страдание. И это не случайно. Ведь чтобы стать мудрым, человек должен пройти трудный путь исканий, ошибок, разочарований, испытав многочисленные удары судьбы. Поэтому, наверное, протяженность во времени приравнивается в стихотворении к физическому страданию.
Может ли поэт стать пророком, обладая, кроме поэтического таланта, только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно подвергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать ему выполнить великую и благородную миссию. Поэтому серафим совершает последнее и самое жестокое действие, вложив в рассеченную грудь поэта "угль, пылающий огнем". Символично, что только теперь пророк слышит глас Всевышнего, дающего ему цель и смысл жизни.
И бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".
Таким образом, поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви.
Вся творческая жизнь Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его смелая вольная поэзия протестовала против угнетения народа, призывала к борьбе за его свободу. Она поддерживала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество и стойкость. Об этом говорит поэт в стихотворении "Арион", воссоздающем в аллегорической форме трагические события 1825 года.
...В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я беспечной веры полн
Пловцам я пел...
Несмотря на гибель пловцов-декабристов, певец Арион сохраняет верность своей благородной миссии, проповедуя идеалы свободы и справедливости. "Я гимны прежние пою", заявляет он в стихотворении.
В поздних произведениях Пушкина все чаще звучат раздумья о бренности человеческой жизни, о ее быстротечности, предчувствии близкой гибели. Наступает время подвести итог своей творческой деятельности, объективно оценить значение поэзии. В стихотворении "Памятник", написанном в 1836 году, Пушкин выражает уверенность в том, что народ России сохранит память о нем. Право на бессмертие дает поэту созданный им самим "памятник нерукотворный", потому что он всегда был голосом своего народа, его пророком.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
В этих строчках Пушкин очень емко и лаконично говорит о смысле и цели своей поэзии, видя свою основную заслугу в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту, гармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.
Пушкин А. С.
Тема любви в лирике А. Пушкина. Сочинение. Вариант 1Тема любви в лирике А. Пушкина. Вариант 2
Тема дружбы в творчестве А. Пушкина. Сочинение. Вариант 1
Тема дружбы в лирике Пушкина. Вариант 1
Русская природа в лирике А. Пушкина. Сочинение
Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина. Сочинение
А. С. Пушкин о роли и назначении поэта и поэзии. Сочинение
Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Сочинение
В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Сочинение. Вариант 1
В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Сочинение. Вариант 2
Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" — "энциклопедия русской жизни". Сочинение
"Евгений Онегин" — "энциклопедия русской жизни". Сочинение. Вариант 2
Онегин и Чацкий — разные люди одной эпохи. Сочинение. Вариант 1
Онегин и Чацкий — разные люди одной эпохи. Сочинение. Вариант 2
"...Я так люблю Татьяну милую мою" Сочинение
"Татьяна русская душою..." Сочинение
Художественное своеобразие пушкинского романа в стихах
Подготовительные вопросы к сочинению по роману в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин"
Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")
Народ и власть (По трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов")
Статья о поэме А. С. Пушкина "Медный всадник"
"Летучие черты..." Портреты А. С. Пушкина
О высоком назначении поэта и поэзии в лирике Пушкина