Октябрь 2006 года
…
Интересная особенность мозга
Чем отличаются люди от животных? С какими задачами, доступными мозгу человека, не справится мозг животных? Ученые говорят, что уже первобытные люди отличались от животных тем, что постоянно пользовались орудиями: камнем, чтобы убить сидящую на дереве птицу, дубиной, чтобы отогнать льва. Мало того, они умели изготовлять каменные, костяные и деревянные орудия труда и охоты. Первобытные люди научились раскалывать камни даже на тонкие пластины и создавали рубила и каменные ножи, которыми разделывали туши животных, очищали шкуры убитых зверей от подкожного жира, заостряли палки, превращая их в орудие для выкапывания съедобных кореньев и луковиц.
Однако есть животные, которые постоянно пользуются орудиями и даже умеют их изготовлять. Любой шимпанзе умеет пользоваться палкой и способен запустить в обидчика камнем. А если захочет полакомиться термитами, оторвет тоненькую веточку, очистит ее от листьев и отростков и будет выуживать насекомых этой палочкой, опуская ее в норку термитника. Даже небольшая птичка, дарвиновский вьюрок, орудуя колючкой от кактуса, умеет выковыривать из-под коры личинок древоточцев. А если колючки не окажется, сделает орудие из небольшой палочки, заострив ее кончик.
Разница между нами и животными состоит еще в том, что животные не умеют говорить. Правда, попугаев можно научить произносить отдельные слова и даже целые предложения. Один из моих попугаев недавно шепнул мне: «Дверь закрой!». Его этим словам никто не учил. Просто он слышал, как я говорю эту фразу, когда кто-нибудь выходит из моего кабинета, напоминая, что попугаи могут разлететься по всей квартире.
Умение повторять слова не означает, что животное умеет говорить. Научить говорить удалось лишь высших обезьян. Правда, повторять слова они оказались не в состоянии. Их голосовые связки для этого не годятся. Зато их научили языку жестов, которыми пользуются глухонемые люди. Шимпанзе удивили ученых тем, что не только легко запоминали названия предметов и действий, но усвоили и правильно использовали такие слова, как «красный», «желтый», «зеленый», «большой», «маленький», «тяжелый», «легкий», и даже сами придумывали, как назвать новый предмет.
На кого похож тигр? Конечно, на кошку. Так же решил маленький шимпанзенок: леопарда он назвал большой кошкой. Шимпанзе за несколько лет учебы могут усвоить 600-800 слов и становятся способны составлять фразы из трех и даже четырех слов. Например, шимпанзе Бобо мог сказать: «Дать Бобо сладкое еще». Примерно такой объем языковых знаний полагается иметь человеческим детям в три года.
Ученый шимпанзе, сидящий в клетке с шимпанзе-неучами, способен обучить нескольких своих соплеменников использованию одного-двух десятков слов. Оказывается, мозг шимпанзе достаточно развит для того, чтобы пользоваться речью. Почему же дикие шимпанзе речью не пользуются? В этом нет ничего удивительного. Чтобы мозг животных освоил какую-то новую работу, в нем сначала должны развиться или усовершенствоваться какие-то структуры, которые способны руководить такой работой. Корабли в начале прошлого тысячелетия еще не имели руля и могли плыть лишь по ветру. Люди даже не догадывались, что можно плыть против ветра, и научились этому, только когда изобрели руль и косые паруса.
Также и мозг. Необходимо, чтобы среди животных оказалось хотя бы одно гениальное существо, которое бы догадалось заняться новой деятельностью и обучило этому своих соплеменников. Вот как это происходит. В Японии обитает несколько стад макак. Они существуют лишь потому, что их регулярно кормят. Одному из стад зерна риса высыпали на песок пляжа, где обитали обезьяны. Выбирать зерна из песка трудно, и одна обезьяна догадалась бросать зерна с песком в воду. Песок тонул, а зерна всплывали. Постепенно этой несложной операции научилась половина стада, главным образом, молодые обезьяны. Так и с речью. Шимпанзе способны пользоваться жестовой речью, но просто не догадываются о такой возможности.
Таким образом, и у животных, и у человека развитие мозга, его возможности всегда существенно превосходят его использование. Из этого следует важный вывод: старайтесь использовать свой мозг как можно полнее! И не забывайте развивать его. Это обеспечит вам успех в жизни.
Б.Ф. Сергеев доктор биологических наук |
Художник Татьяна Капустина | |
Страничка автора | Страничка художника |