Февраль 2006 года
…
ЭВОЛЮЦИЯ МОЗГА
КТО САМЫЙ УМНЫЙ?
У меня дома маленький зоопарк. Каких только животных в нем ни побывало. Конечно, в квартиру на шестом этаже слона не приведешь. У меня живут не слишком большие звери. Я люблю их всех, но больше всего мне нравятся те, которые приручаются и становятся моими друзьями. А приручаются почти все существа, но по-разному. Одни из них становятся закадычными приятелями, другие продолжают немножко меня побаиваться, а третьи просто привыкают не сопротивляться мне и не проявлять агрессии.
Одно время у меня жила ядовитая змея гадюка. Я назвал змею Геткой и учил ее не бояться меня и не нападать. Примерно за полгода гадюка так привыкла ко мне, что я мог брать ее голыми руками, укладывать себе на плечи. Она своим раздвоенным язычком "изучала" мое лицо, глаза, губы. Гетку особенно интересовало содержимое моего носа, а если я открывал рот, она заглядывала и туда. Гадюка никогда не делала попытки укусить. Я ее не обижал, и она не причиняла мне вреда. Мы друг другу доверяли. Вот все, на что она оказалась способной. А у моего друга жил огромный питон. Когда друг приходил с работы, ужинал и садился к телевизору, питон вылезал из своего убежища под батареей центрального отопления, полз в соседнюю комнату и забирался другу на колени. Питону хотелось пообщаться со своим хозяином.
Я пытался, и не скажу, что совсем безуспешно, подружиться с жуками, сумел договориться о нейтралитете с осами, которые построили свои гнезда под потолком моего дачного домика, а вот с дождевыми червями завязать контакта мне не удалось.
Почему такая разница? Почему одни животные быстро становятся друзьями, а с другими никакой дружбы не получается? Моя маленькая племянница, понаблюдав за моими попытками подружиться с дождевыми червями, сказала, что они просто глупышки. Она была права. Действительно, чем умнее животное, тем более интересной может быть дружба с ним. Конечно, имеет значение не только ум, но и многие другие качества живых существ. Однако я обещал редакторам журнала "Костер" написать несколько рассказов именно об уме животных.
Начать придется издалека. Сначала нужно рассказать, почему на Земле живет такое огромное количество всевозможных животных. На этот вопрос ответ дал великий английский ученый Чарлз Дарвин.
В древние времена люди считали, что животных и людей создали божества и с тех пор все они живут на Земле, не претерпев никаких изменений. Дарвин всю жизнь занимался изучением этого вопроса и полтора столетия назад опубликовал свой фундаментальный труд, который мы для краткости называем "Происхождение видов". В нем он привел безупречные доказательства того, что все существующие животные, постепенно изменяясь, произошли от других ранее живших на Земле видов более примитивных организмов. Если изменения делали их лучше приспособленными для жизни на нашей планете, они сохранялись, остальные вымерли.
Спустя десять лет после опубликования своей знаменитой книги Дарвин подарил миру второе фундаментальное произведение — "Происхождение человека...". В нем он доказал, что человек имеет общее с животными происхождение и возник от обезьяноподобного предка.
Книги Дарвина вызвали бурю возмущения среди религиозно настроенных людей. Даже некоторые ученые, особенно в США, пытались оспорить подобный процесс происхождения животных и человека. Одни доказывали, что от рыб не могли возникнуть четвероногие животные, а от них — птицы. Другим почему-то была очень обидна мысль, что их далекими предками были обезьяны. В разных штатах США постоянно возникали судебные разбирательства, так называемые "обезьяньи процессы", попытки запретить преподавание в школе учения Дарвина или обязать наравне с ним объяснять происхождение животных и человека по Библии.
Однако мы знаем, что всего лишь за какие-то 10 тысяч лет людям удалось вывести сотни пород сельскохозяйственных животных и собак. Вспомните, какими разными бывают собаки от самых крохотных, "карманных" пород, до огромных догов,сенбернаров и водолазов. А ведь развитие живых существ длится на Земле более двух миллиардов лет! Только коллективное вмешательство нобелевских лауреатов и Академии наук США помогло сохранить преподавание дарвинизма в американских школах. А в следующем номере журнала мы с вами поговорим о безмозглых гениях.
доктор биологических наук