Архив журнала для детей Костер

Март 2005 года

Журнал Костер. Март 2005 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Мир танца, мир балета

История русского балета начинается с 1738 года. Именно тогда, благодаря прошению господина Ланде, появилась первая в России школа балетного искусства — известная ныне на весь мир Санкт-Петербургская Академия танца имени Агриппины Яковлевны Вагановой.

Правители российского престола всегда заботились о развитии танцевального искусства. Михаил Федорович первым из русских царей ввел в штат своего двора новую должность плясуна. Им стал Иван Лодыгин. Он должен был не только танцевать сам, но и обучать этому ремеслу других. В его распоряжение поступило двадцать девять юношей. Первый театр появился при царе Алексее Михайловиче. Тогда было заведено показывать между актами пьесы сценический танец, который именовали балетом. Позднее по специальному указу императора Петра Первого танцы стали составной частью придворного этикета. В 30-е годы восемнадцатого столетия дворянская молодежь была обязана обучаться танцам. В Петербурге бальный танец стал обязательной дисциплиной в Шляхетском кадетском корпусе. С открытием летнего театра в Летнем саду, зимнего — во флигеле Зимнего дворца кадеты начинают участвовать в балетных танцах. Преподавателем танцев в корпусе был Жан-Батист Ланде. Он прекрасно понимал, что дворяне в дальнейшем не посвятят себя балетному искусству. Хотя они наравне с профессионалами танцевали в балетах. Ланде, как никто другой, видел надобность в русском балетном театре. В сентябре 1737 года он подал прошение, в котором сумел обосновать необходимость создания новой специальной школы, где девочки и мальчики простого происхождения обучались бы хореографическому искусству. Вскоре такое разрешение было дано. Из дворцовой челяди отобрали двенадцать девочек и двенадцать стройных юношей, которых и начал обучать Ланде. Ежедневный труд принес результаты, публика была в восторге от увиденного. С 1743 года бывшим ученикам Ланде начинают выплачивать жалованье как артистам балета. Школа очень быстро сумела дать русской сцене прекрасных артистов кордебалета и великолепных солистов. В истории остались имена лучших учеников первого набора: Аксиньи Сергеевой, Авдотьи Тимофеевой, Елизаветы Зориной, Афанасия Топоркова, Андрея Нестерова.

Мы можем гордиться своей балетной школой, она признана лучшей в мире. В Вагановскую школу мечтают попасть многие, и не только россияне. Учатся в ней и иностранцы: из Болгарии, Монголии, Румынии, Японии, Югославии и Венгрии, Италии и Швеции, Дании и Бельгии, и из многих других стран. Обучение в этой школе ведется с десяти лет. Дети из разных стран мира собираются вместе и начинают постигать тонкости своей будущей профессии. Пока учатся, живут в интернате, причем очень дружно, во всем друг другу помогая. Любовь к искусству всех сближает, конфликтных ситуаций практически нет. После восьми лет обучения дипломированные артисты балета поступают на службу в отечественные и зарубежные хореографические труппы.

Песенная фраза о том, что "...в области балета мы впереди планеты всей", знакома всем давно. В Санкт-Петербурге много театров и балетных коллективов, есть на что сходить и посмотреть. Репертуар разнообразен. Идут спектакли отечественных хореографов и зарубежных. К примеру, балет "Щелкунчик" можно посмотреть в разных редакциях. В каждом театре на музыку композитора Петра Ильича Чайковского своя постановка. И исполнители разные. Так что, смотря один и тот же спектакль, никогда не бывает скучно или не интересно: и декорации, и костюмы, и хореография, и исполнители отличаются друг от друга. Выбор у нас большой, и он всегда за нами. Мир танца, мир балета многогранен. Но самое лучшее — это прийти в театр и все увидеть самому.

Резеда Рахматуллина
Балет



Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»