Июль 2006 года
…
Зеркало души
Портретом называется изображение человека, чаще всего его лица. Этот жанр возник как часть религиозно-магических верований, как некий двойник оригинала, находящегося в загробном мире. Именно с сохранения образа умершего начинается история портрета.
Наиболее древние портретные изображения дошли до нас в искусстве Древнего Египта. И в дальнейшей истории искусства портрет занимал особое положение, связанное с передачей образа конкретного человека. В наивысшем проявлении портрет — это рассказ о человеке и его времени. Это не только похожесть черт лица, но и более общее впечатление о человеке, о его характере. Но что такое похожесть? Как передать характер? В различные периоды искусства художники по-разному видели цели и средства портретного жанра.
С ранними образцами портретной живописи мы встречаемся в портретах I-III веков, найденных археологами в Египте близ селения Фаюм. Фаюмские портреты, имевшие ритуально-религиозное предназначение, написаны в технике энкаустики (восковыми красками) на деревянных дощечках. Их отличает особая жизненность и правдивость, связанная с представлениями о "двойнике" человека в загробном мире. Поэтому так ярко выражены черты сходства, передающие его индивидуальный облик. Портретам свойственна удивительная одухотворенность, строгость, значительность.
Среди величайших портретистов — один из самых объективных и проницательных — испанский художник Диего Веласкес. Его творчество — вершина портретного жанра, каждый портрет словно биография души человека. Будучи придворным живописцем, Веласкес никогда не льстил, стремясь изобразить духовную и физическую сущность человека. Недаром Папа Иннокентий X, увидев свой портрет, написанный Веласкесом, прозорливо сказал: "Слишком правдиво".
Всемирно признанный шедевр Веласкеса — "Портрет графа де Оливареса". Влиятельнейший человек Испании, граф Оливарес принадлежал к одному из знатнейших родов и был первым советником Короля Филиппа IV. Королевский фаворит изображен без обычных атрибутов власти. Нет ни золотой цепи, ни генеральского жезла, ни роскошного мундира — обязательных атрибутов парадного портрета. На графе простая темная одежда и скромный строгий белый воротник. На серо-серебристом фоне отчетливо выделяется бледное лицо Оливареса. Широкая черная лента прикрывает вышитый на груди золотой орденский знак Алькантары. Силуэт портрета подчеркнуто прост. Это придает ему величественность и монументальность. На лице графа светская улыбка, но за вкрадчивой любезностью он словно прячет свой острый "оценивающий" взгляд. В этом портрете Веласкес создал удивительно глубокий многогранный образ натуры сложной и коварной.
Искусство художников-импрессионистов возникло как стремление передать непосредственное впечатление от природы, наполненной воздухом и светом. Однако, и изображая человека, они создали замечательные полотна. Выдающимся портретистом был импрессионист Огюст Ренуар. Особенно ему удавались женские образы. Он передавал "...внутреннюю симфонию женщины, ее чарующую загадку". Его работы наполнены жизнерадостностью и восхитительной легкостью, как в небольшом портрете — "Девушка с веером". Летние месяцы Ренуар проводил на берегу Сены, где писал пейзажи и сценки с гребцами. Здесь находился небольшой кабачок, ставший излюбленным местом встреч любителей лодочных прогулок. Ренуар написал портрет прелестной Альфонсины, дочери хозяина кабачка. Ясно обозначены контуры лица, отчего возникает тонкая игра ритмических повторов — полукружие веера перекликается с округлой спинкой красного кресла и покатыми плечами девушки. Холодное мерцание голубовато-фиолетового платья тонко сочетается с темно-каштановым цветом волос. Внимательно, с чуть заметной лукавинкой, смотрят сияющие темно-синие глаза. Тонко и поэтично передано очарование юной кокетливой девушки, мимолетность ее душевного порыва.
член Союза художников России