Архив журнала для детей Костер

Август 2004 года

Журнал Костер. Август 2004 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Академия искусств журнала Костер

КОНТРАСТ

Нам всем случалось вздрогнуть, услышав в тишине негромкий шорох, показавшийся оглушительным. Или зажмурить глаза, взглянув после темноты даже на неяркий свет. Это знакомые всем примеры контрастных состояний. Как в пословице: "Чем ночь темней, тем ярче звезды".

В изобразительном искусстве контраст — это ярко выраженная разница между формами в картине — самое сильное средство художественной выразительности. Например, любой размер в рисунке сам по себе относителен. Понятно? Если нет, то попробуйте нарисовать яблоко. Большое оно или маленькое? Сказать трудно, а значит, и нет ясного образа. А теперь нарисуйте рядом порхающую бабочку. Сразу появится ощущение, что яблоко тяжелое и крупное. Но впечатление от нарисованного яблока изменится, если рядом изобразить арбуз. Это и есть контраст величин. И мы использовали его, чтобы передать наше впечатление о размере предмета. Существует так же много других контрастных сопоставлений: длинное — короткое, высокое — низкое, толстое — тонкое, черное — белое, неподвижное — движущееся и так далее.

П. Пикассо. Девочка на шаре

Контрасты обостряют сравниваемые качества предметов. Не зря великий художник Леонардо да Винчи советовал ученикам: "... следует смешивать по соседству прямые противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим". Ведь человеческое восприятие таково, что мы острее реагируем на разницу в соотношениях. Контрасты помогают привлечь внимание зрителя и выделить главное в картине, выразительно передать пластическими средствами чувства и мысли художника. Если различие слабое и незначительное, то оно называется — нюанс.

У великого испанского художника Пабло Пикассо есть картины, посвященные бродячим цирковым артистам. Одна из самых трогательных его работ — "Девочка на шаре», хранящаяся в Московском художественном музее им. А.С. Пушкина. Крупно, почти во весь холст изображены двое — юная гимнастка репетирует свой цирковой номер, мощный атлет, отдыхая, присел рядом. Вот вроде бы и весь незамысловатый сюжет. Но мы чувствуем внутреннее напряжение и драматизм. Это достигается тем, что в основу композиции картины положен пластический мотив сопоставления контрастов. Унылый, выжженный солнцем холмистый пейзаж, скорее всего, проселочная дорога, где остановилась кибитка труппы бродячего цирка. Вдалеке бредет случайная прохожая с ребенком на руках, и пасется белая лошадь. Безжизненный фон не соотносится с праздничным ремеслом артистов. Их трудно представить без шумной многоголосой толпы зрителей. Стоящие на земле шар и массивный куб — это обычный цирковой реквизит и в то же время — это вечные символы противоположностей — движения и неподвижности. Девочка, репетируя, грациозно покачнулась, удерживая зыбкое равновесие. Мужчина замер, словно монолит, слившись со своим постаментом. Пластичные, плавные линии обращенной к нам гибкой фигурки выразительно контрастируют с угловатым профилем мужчины, с его развернутыми, как на египетских рельефах, плечами. Красный цветок в черных волосах девочки — яркий цветовой контраст среди мягких голубоватых и розовых красок.

Сила и мужественность атлета подчеркивают трогательную хрупкость девочки-подростка. Занятые одним нелегким цирковым ремеслом, герои картины в то же время разобщены и погружены в свои мысли. Картина Пикассо построена на контрастах. Наверное, ее смысл в трагическом ощущении беззащитности красоты. Но мимолетная загадочная улыбка девочки словно освещает грустную природу. А спокойная уверенность могучего атлета вселяет в нас надежду.

Петр Лернер,
член Союза художников России

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»