Январь 2021 года
…
История исторических изречений
Сенная девушка
Серёжа, внук академика Пятитомова, сидел за столом у себя в комнате и читал Александра Сергеевича Пушкина — «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». Не впервые, конечно. Текст он знал почти наизусть: жил-был, значит, царь. Жена-царица родила ему дочь и умерла. Прошло много времени, и царь женился во второй раз. Новая супруга стала завидовать красоте его повзрослевшей дочери и решила погубить падчерицу. Сказано — сделано. «Позвала к себе Чернавку...» (ну, это имя такое, мало ли какие бывают, вот соседку Жозефиной зовут, и ничего). «И наказывает ей...» (именно что «ей», а не «её» — то есть «приказывает»: наказывать гадкая царица собирается царевну, тут спора нет). «И наказывает ей, сенной девушке своей...» Ой! Что ж за девушка такая — сенная? И как это он раньше не задумывался, ведь сколько раз читано! Может, «сенная» — та, которая сено в стога собирает? Или которая на сене спит? Или на Сенной живет — такие площади в разных городах бывают?
Поняв, что самому в этом не разобраться, Серёжа выскочил из-за стола и отправился за информацией в кабинет дедушки. Академик Пятитомов распушил белоснежную бороду и дал справку:
— В старину в богатых домах главную комнату, светлицу, отделяла от крыльца другая — утеплённые сени. В сенях жила прислуга — юные девицы или незамужние женщины, не обязательно молодые. Те и другие назывались сенными девушками, так что на счёт связи названия с местожительством ты отчасти оказался прав. И не волнуйся: сказка кончится хорошо.
— Я знаю, — кивнул Серёжа и оставил дедушку наедине с его академическими занятиями.
Александр Кибальник |
Художник Б. Забирохин | |
Страничка автора | Страничка художника |