Октябрь 2009 года
…
Клейкая лента, скотч вещь в наше время привычная и общедоступная. Скотч используют для упаковки, им можно временно склеить треснувшее стекло да мало ли что еще! Просто и удобно. А каких-нибудь сто лет назад о скотче никто и слыхом не слыхивал. Он — сравнительно недавнее изобретение, и поэтому его история хорошо известна.
Идея липкой ленты родилась, в общем-то, случайно. В середине двадцатых годов прошлого века в Соединенных Штатах Америки вошли в моду двухцветные автомобили. Ремонтные мастерские задыхались от заказов — сотни автолюбителей разом решили перекрасить свои моторные экипажи. Не остался в стороне от общего поветрия и Ричард Дрю из города Сент-Пол в штате Миннесота. Дожидаясь своей очереди, он слушал, как чертыхаются маляры: разделительные линии между двумя цветами никак не желали получаться ровными. И тогда у Ричарда возникла идея — ведь он был химиком-лаборантом в фирме, которая среди прочего производила целлофан. Итак, берем прозрачную целлофановую ленту, липкую с одной стороны. Наклеиваем на автомобиль. Красим, ориентируясь на нее. Готово.
Хорошая мысль. Но дело оказалось нелегким. На изготовление подходящего образца ушел не один год и тонны испорченного целлофана, грунтовки, десятки литров глицерина, различного клея и других материалов. Наконец Ричард Дрю добился своего: лента не скручивалась, не желтела, вообще была красивой и прозрачной. Да вот незадача: прошла мода на двухцветные автомобили. Пришлось изобретателю придумывать новое применение для скотча (впрочем, скотчем он тогда еще не назывался) и убеждать возможных покупателей в полезности своего ноу-хау. Удалось ему и это: в 1930 году корпорация «3M» приобрела права на новинку и наладила серийный выпуск рулончиков клейкой ленты. Но не под именем скотча!
Насчет того, как скотч приобрел свое имя, означающее в переводе «шотландский» или «шотландец», существует несколько версий. Самая распространенная и правдоподобная такова. Чтобы снизить себестоимость продукции, производители поначалу решили наносить клей лишь по краям ленты. Поэтому клеилась она не очень-то хорошо. Те, кто пользовались ею, ворчали: «Какая-то шотландская лента!» — ведь во всем англоязычном мире за шотландцами издавна закрепилась слава жутких скряг. Конечно, это несправедливо, но так уж исторически сложилось, и ничего с этим не поделаешь. А название шотландской ленты распространилось и прижилось так легко еще и потому, что возникшей в самом начале ХХ века корпорацией «ЗМ» неизменно владели шотландцы — сначала Уильям Макгонаган, потом Уильям Макнайт.
Но в продаже клейкая лента называлась иначе еще долго. Только с 1945 года скотч стал склеивать что угодно под официальным именем скотча.