Ноябрь-декабрь 2024 года
…
Ты — художник твоего времени
Беседа с художником Катей Толстой
В гостях у журнала «Костёр»… хотя нет, здесь этот человек — как дома! Иллюстрации художника Кати ТОЛСТОЙ так часто украшают журнал, что представлять её нашему читателю нет необходимости. В ноябре Катя Толстая отмечает маленький юбилей, и мы спешим поздравить её с днём рождения. Вот почему она сегодня главный герой рубрики «Аптека для души».
— Когда, как вам кажется, сформировался ваш стиль? Всегда ли даже самые печальные истории в вашем исполнении были мягкими, уютными, нежными?
— Мой стиль — это такая для меня нерешаемая задача. Я про него ничего не знаю, не вижу его, и мне кажется, я его ещё не нашла… Каждая книжка — это попытка что-то понять про себя, найти своё. Для меня очень важен текст, и, особенно если я восхищаюсь им, я стараюсь в иллюстрациях подстроиться, поймать ритм, пойти в ногу с автором, прожить всё сполна и чему-то научиться, чуть-чуть вырасти, а про стиль при этом ничего не знаю.
— К каким классическим произведениям вы создавали иллюстрации (возможно, в период учёбы) — известным сказкам или школьной литературе?
— В период учёбы в Академии художеств только классику и иллюстрировала: и Чехова, и Куприна, и Гомера. А ещё, учась в школе, делала иллюстрированную книжку со стихами поэтов Серебряного века о детстве. Всё куда-то растерялось, осталось только ощущение, что всё это было лучше, чем то, что делаю сейчас.
— Как вы относитесь к «живописным» текстам, в которых явно названы цвета, много метафор? Не мешает ли такой стиль создавать иллюстрации?
— Очень люблю такие тексты. Не мешает совсем. В «Моём рыцаре» Цветаевой очень всё живописно. Там очень много золота и всевозможных оттенков синего: от голубых васильков, синих глаз до синего сумрака.
— Ваши любимые современные иллюстраторы — кто они и с какими произведениями они работали?
— Кася Денисевич — «Баллада о маленьком буксире» Иосифа Бродского, Мария Пчелинцева — «Колыбельные». Любимых вообще много, а на эти смотрю — и не дышу.
— Вспомните, пожалуйста, книги «для младших школьников», оставшиеся для вас любимыми до сих пор. Что посоветуете перечитать взрослым?
— Я очень любила стихи. Мои детские книги со стихами Льва Мочалова и Новеллы Матвеевой до сих пор самые любимые. Помню, как в детстве завораживало, и сейчас так же, только ещё и со слезами. Посоветовала бы именно такую поэзию почитать и, если затронет, прочитать детям вслух, а они обязательно откликнутся и на стихи, и на вашу интонацию, и на то, как ваш голос где-то может дрогнуть — тут всё-всё будет важно.
— Что для вас современная библиотека? Пользуетесь ли вы ею как хранилищем книг или используете ещё какие-то её ресурсы?
— Совсем не беру книги в библиотеке. Для меня это скорее место встречи с писателями и любимыми библиотекарями, с детьми. Тут происходят все наши важные разговоры о книгах, в присутствии книг.
— Легко ли проходила работа над книгой «Коза и великаны»? Близки ли вам темы сиротства, одиночества, раннего вынужденного взросления?
— В этой работе я не ставила никаких творческих задач в создании иллюстраций, а вот текст прожила и продолжаю погружаться в него с детьми на выставках и встречах, читая отрывки из книги, рисуя и обсуждая. Когда-то была волонтёром в детских домах, тогда меня потрясло безграничное детское одиночество. Коза не типичный детдомовский ребёнок, она очень любознательна и очень горит мечтой. Но то, что она испытывала в этом заброшенном доме, эта оставленность, ненужность, страх — это то, что я видела в детских домах. А книжка кончается очень хорошо, и я каждый раз, когда думаю про неё, скрещиваю пальцы и прошу чуда, самого невероятного чуда. Пусть у всех детей будут семьи!
— Расскажите о какой-нибудь самой свежей, недавно изданной книге с вашими иллюстрациями.
— Книжка «Где твой вкус?» — одна из серии картонок для детей от издательства «Волки на парашютах». Для серии рисовали разные художники, и моих там пять книжек: про еду, про грибы, про ягоды и про деревья, и вот эта — про вкус.
Ася Петрова придумала затронуть в книжке для совсем маленьких необычную тему. Для меня она особенная: о красоте и о цельности дома как единого, гармоничного пространства, о поэзии дома, о поэзии быта, о красоте каждого дня. Предметы перемещаются с разворота на разворот, из кухни в комнату, со стола на подоконник, можно их искать, разглядывать подсвечники, цветы, книги, вазы. И ещё все развороты связывает один сюжет, он не явный, но он есть. Это ожидание гостей, для меня это приятный момент, когда готовится вкусная еда, накрывается стол, в вазах цветы и в подсвечниках ещё не зажжённые свечи, в доме чисто, нарядно, всё приготовлено и замерло в ожидании. Мне очень нравятся французские детские книги, наверное, они меня и вдохновляли в этой работе. И, конечно, Асин текст — простой, но очень лиричный.
— Назовите три цвета, которые определяют вашу жизнь сегодня — и почему.
— Серый, белый, синий. Для меня серый сейчас — как отдых, деликатность, нейтральность. В белом — ожидание, предвкушение, как от белого чистого листа. Синий — глубина, творчество.
— Что значит «петербургский художник»? Это накладывает какие-то обязательства на творческого человека?
— Думаю, да. Ты художник этого времени, этого города, от этого никуда не деться. Ты превозмогаешь зимнюю темноту и окрылён летними ночами. И в моменты сильного творческого напряжения можно почувствовать близость всех каменных стражей, всех ангелов и всех гениев Санкт-Петербурга.