Февраль 2020 года
…
Конкурс «Сохраняя память»
НО ДЕТИ НЕ БОЯЛИСЬ...
Алексей Петрович Кожемякин — житель блокадного Ленинграда. Страницы его воспоминаний рассказывают о жизни обычного мальчика, которому ещё не было и десяти лет, когда начались война и блокада его родного города.
Алёша Кожемякин родился 16 февраля 1932 года в посёлке Невская Дубровка Всеволожского района Ленинградской области. В сентябре–октябре 1941 года посёлок находился в непосредственной близости от фронта: от немцев отделяла только река Нева.
По требованию военных семья Кожемякиных уехала в Ленинград.
«Были жуткие обстрелы, но мы, дети, не боялись — думали, что сейчас наши солдаты всех оккупантов выгонят. Нам дали квартиру, а там даже стены не было. Огромная дыра на улицу выходила. Мама работала в госпитале, это спасало.
Приносила картофельные очистки. Также ели так называемую "дуранду" — остатки от выжимки подсолнечного масла. А в школе нам давали дрожжи. Хлеб в школе не давали — только по карточкам. Однажды нам привезли конину — лошадь от бомбы погибла. Мясо было жёсткое, но грызли».
Его жизнь в основном была сосредоточена в районе Сенной площади и ближайших к ней улиц. Что же осталось в его памяти? На Сенной площади была барахолка. Покупали в основном керосин и дрова. Слева, в доме на углу Сенной и Демидова переулка, стоял дот. На площади находилась Успенская церковь (Спас на Сенной), построенная ещё в середине XVIII века и взорванная уже после войны, в 1961 году. На углу Демидова переулка и канала Грибоедова была булочная, куда ходили за хлебом.
На Исаакиевской площади была посажена капуста. Александровский сад тоже был засажен капустой, а вокруг сада была невысокая металлическая ограда. Медный всадник был укрыт мешками с землёй и песком, обшит брёвнами и досками...