Февраль 2024 года
…
Причёска как символ
Как мы себе представляем первобытных людей? Как правило, художники рисуют их в грубой одежде из шкур, с каменным топором в руке и обязательно с длинной нечёсаной шевелюрой. Между тем уже в глубочайшей древности человек старательно заботился о своих волосах. Костяные статуэтки женщин, созданные первобытными творцами, имеют настоящие причёски, выполненные со всеми подробностями!
На протяжении тысячелетий люди самых разных стран, народов и культур уделяли причёскам огромное внимание. И дело вовсе не только в том, что причёска красива: это была ещё и знаковая система, которая сразу показывала встречному, с кем он имеет дело.
Для людей традиционных обществ всегда очень важно понимать, где свой, а где чужой. На решение этой задачи работали и костюм, и татуировка, и раскраска лица и тела, и, конечно, причёска. А внутри своего племени (или даже страны!) причёска обозначала положение человека в обществе. Например, у многих народов длинные волосы считались признаком свободного человека, а рабов или осуждённых преступников стригли коротко или даже брили наголо. Здесь работала и вера в магию волос: они считались вместилищем жизненной силы человека. Вот почему во многих традициях — и в русской тоже — у женщин было принято скрывать волосы под платками или покрывалами, чтобы избежать сглаза, вредного колдовства. Зато для языческих обрядов волосы, наоборот, распускали.
Особая причёска может означать принадлежность к тому или иному сообществу людей: например, к воинской дружине. Греческий писатель Лев Диакон донёс до нас облик русского князя Святослава Игоревича, упомянув и необычную причёску — длинную прядь волос на обритой голове, «признак знатности рода». Похожим образом брили головы и воины индейских племён Северной Америки.
Причёска-знак может говорить: «Я такой же, как и вы», а может и наоборот. Если человек хочет как-то выделиться, подчеркнуть свою неповторимость, он делает это в том числе и с помощью причёски: «Я не такой, как все!» На этом принципе основаны образы молодёжных субкультур, в том числе знаменитых панков, появившихся в Англии в 1970-е годы. В современной городской цивилизации можно стричься и красить волосы как угодно — в этом её прелесть в сравнении с обществами, где правит жёсткая традиция. А если всё же есть какие-то правила (например, в армии), то они связаны больше с необходимостью, чем с магией или ритуалами.