Апрель 2010 года
…
Интерьер, и не только
В картинах часто встречаются изображения внутренних пространств, интерьеров различных времен и народов: жилых комнат сельских и городских домов, церквей и казенных помещений, мастерских, где трудились художники, кабинетов ученых и политических деятелей. Зачастую они служат лишь фоном для портрета или некоего действия. Но случается, что эти пространства на картинах становятся основным сюжетом и своеобразным «иносказательным портретом» времени, наполняясь глубоким образным смыслом.
В. Ван Гог. «Ночное кафе в Арле», 1888 г. |
Картина «Ночное кафе в Арле» написана в тяжелый для В. Ван Гога период, и это состояние духа нашло в ней отражение. Посетители кафе почти все разошлись, со столов еще не убрано. На часах четверть второго ночи. Лишь за отдельными столиками фигуры засидевшихся допоздна людей. Стены тревожного красного цвета — цвета беды и опасности. Потолок и пустой бильярдный стол — уныло зеленого цвета, лампы — ядовито-желтого, подобного табачному дыму. Главное в картине — болезненное чувство бессонной ночи.
А. Матисс. «Десерт. Гармония в красном», 1908 г. |
А. Матисс и его последователи получили прозвище «фовисты» («дикие») из-за необузданности их цветового стиля. На картине Матисса «Десерт. Гармония в красном» изображена женщина, расставляющая на столе фрукты. Поверхность скатерти — ярко-красного цвета, она сливается с поверхностью стены, украшенной тем же узором. Зритель понимает, что художник принципиально не ставил задачу копирования действительности. Для Матисса важно передать не внешний вид комнаты, а эмоциональность красочных сочетаний.
Э. Хоппер. «Комната в Бруклине», 1932 г. |
Один из самых известных американских художников XX века Э. Хоппер создавал пронзительно безжизненные интерьеры гостиниц и ночных кафе времен Великой депрессии. Один из биографов писал: «О нашем времени потомство больше поймет из картин художника Эдварда Хоппера, чем из всех учебников социальной истории, политических комментариев и газетных заголовков». Его называли «мечтателем без иллюзий» и «поэтом пустых пространств».
Р. Гамильтон. «Интерьер», 1965 г. |
Р. Гамильтон — английский художник, в середине XX века положивший начало движению поп-арта. В своих картинах-коллажах он изображает общество потребления. Это общество формируется рекламой, телевидением, штампами.
С. Дали. «Комната актрисы Мэй Вест», 1972 г. |
В музее С. Дали в Фигейросе есть комната, созданная в виде портрета актрисы Мэй Вест. Для этой комнаты художник придумал диван в виде губ Мэй. Комната спроектирована так, чтобы возникало сюрреалистическое восприятие.