Июль 2020 года
…
Шлюпы, шлюпки и дубель-шлюпки
Друзья! Вот уже полгода мы говорим на страницах «Морской газеты» о русских кругосветных экспедициях первой половины XIX столетия — походах Крузенштерна и Беллинсгаузена. И, конечно, у нас часто упоминаются шлюпы — именно на них обычно ходили в дальние походы наши моряки того времени. Но что, собственно, представляет из себя такой шлюп?
В парусном военном флоте шлюп — это особый класс кораблей (то есть они могут иметь разное парусное вооружение — как фрегата, так и, например, брига) для разведки, посыльной службы, охраны морских границ. Русские экспедиционные шлюпы обычно имели три мачты с прямыми парусами, до тридцати пушек и до ста человек команды.
Слово «шлюпка» кажется родственником слова «шлюп», но это впечатление обманчиво. Они происходят из разных языков: «шлюп» — из английского, а «шлюпка» — из голландского. И, конечно, обозначают совершенно разные вещи: шлюп — это довольно большой корабль, а шлюпка — особая лодка, которую используют для спасения утопающих, а также для сообщения с берегом или другим кораблём.
Шлюпочное дело — это целый мир со своими традициями! Шлюпки бывают большие и маленькие, деревянные и пластиковые, вёсельные и моторные, на них тренируют будущих моряков и устраивают спортивные состязания — шлюпочные гонки. Современная спасательная шлюпка совсем не похожа на шлюпки времён парусного флота: это полностью закрытая сверху лодка с мотором и радиостанцией.
А в русском флоте XVIII века были ещё и дубель-шлюпки (т. е. «двойные» шлюпки). Так называли небольшие парусно-вёсельные суда с несколькими пушками для военных операций вблизи берегов. Дубель-шлюпки ходили и в научные экспедиции — например, некоторые отряды Великой Северной экспедиции, обследовавшей берега Ледовитого океана, работали именно на таких судах.