Архив журнала для детей Костер

Июль 2022 года

Журнал Костер. Июль 2022 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»



Будущее уже здесь

Зачем нужны компьютерные игры

Здравствуйте, мои дорогие мыслители! Мы с вами уже говорили о том, что настало время больших данных — огромного, многообразного и постоянно растущего массива информации, которую генерируют различные работающие в мире устройства, а больше всего — интернет вещей.

Часто это информация «сырая», одни сплошные цифры: например, данные метеонаблюдений. Поток этих данных столь объёмен и сложен, что не поддаётся обычным программам. Так что человечество научилось структурировать и анализировать эту информацию с помощью облачных вычислений.

Виртуальная реальность

Но результаты такого анализа — это лишь математические расчёты и выводы из них. Человек же устроен так, что сухих выводов ему мало, ему надо почувствовать, а ещё лучше — увидеть всё своими глазами. И инженеры задумались: а можно ли большие данные человеку показать?

Первым шагом стала разработка цифровых двойников — специальных программ в облаке, которые моделируют текущее состояние объекта исходя из поступающих от него данных. Представьте себе нефтедобывающую вышку со множеством устройств и датчиков: её «живущая» в облаках цифровая копия зафиксирует, что происходит с реальной вышкой, и передаст той разные команды. Но взаимодействие с двойником оставалось сложным и требовало особого программирования. И инженеры задумались вторично: а как бы взглянуть на этого двойника, какой для этого сделать интерфейс? Решение нашлось неожиданное: у нас же есть компьютерные игры, есть «движки», на которых они «крутятся»! А что если на основе цифрового двойника сделать игровой объект? Труднейшая задача была решена! Теперь можно не только зайти в облачную копию — хоть той же нефтяной вышки, — но и «побегать» по ней, рассмотреть её, снять показания приборов, что-то включить или выключить, подкрутить, подрегулировать, что тут же откликнется и на реальном объекте.

А если ещё надеть шлем с экранчиками для каждого глаза, а в руки взять манипуляторы, то получится полный эффект присутствия! Такой подход назвали виртуальной реальностью.

Часто информацию о реальных объектах нужно получить оперативно, на месте: скажем, найти неисправный прибор на производстве или заболевшее животное в заповеднике. Тут на помощь придёт дополненная реальность — ещё одна технология, родившаяся в компьютерных играх. Мы наводим на объект камеру смартфона (или смотрим на него через специальные очки) и видим данные объекта, наложенные прямо на него, — так же, как в игре виден уровень здоровья или силы персонажа. Либо отклонившийся от нормы объект помечен каким-то цветом.

Вот так «бесполезные» компьютерные игры положили начало целой цепочке современных интерфейсов. Они пока ещё редки и дороги, но их распространение — вопрос времени. И, может быть, через несколько лет ты, лишь наведя свой смартфон на пекущийся пирог, сможешь узнать, насколько он готов, и решить, не пора ли заваривать чай.




Мирослав Андрущенко
Художник Артем Костюкевич
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»