Сентябрь 2010 года
…
Талантлтвых ученых на земле немало. Но даже среди них Огюст Пиккар выделялся своей оригинальностью. В самом деле, можно ли назвать другого ученого, в котором сошлись бы выдающийся физик и бесстрашный воздухоплаватель, великий изобретатель и отважный покоритель морских глубин. Природа проявила необыкновенную щедрость, создавая этого человека.
НЕВЫДУМАННЫЙ ПАГАНЕЛЬ
Внешностью и поведением он напоминал Жака Паганеля, героя романа Жюля Верна: высокий, худой, с большим лбом и густой львиной шевелюрой. Студенты обожали профессора Пиккара и его причуды. Он, к примеру, одинаково хорошо владел и правой, и левой рукой, так хорошо, что мог писать ими одновременно.
Один студент вспоминал: «Еще до того, как кино и журналы увековечили облик Пиккара, его ученики с веселым изумлением созерцали эту поразительно длинную, поразительно худую, поразительно нескладную фигуру».
По рождению Огюст Пиккар был швейцарцем, сыном профессора Базельского университета. Он родился в один день со своим братом Жаном. Братья были настолько похожи друг на друга, что даже родители различали их с трудом. Удивительно, что и увлечения их всю жизнь оставались во многом одинаковыми. Оба стали учеными. Огюст — физиком, а Жан — химиком, и оба — воздухоплавателями.
Огюсту Пиккару шел 36-й год, когда он переехал в Бельгию и занял кафедру прикладной физики университета в Брюсселе. «Не было случая, чтобы у него не удался какой-либо опыт», — рассказывал его ученик Леон Жилен. А свободное время он посвящал полетам на воздушном шаре.
ПОКОРЕНИЕ СТРАТОСФЕРЫ
Это было время, 30-е годы прошлого века, когда ученые пытались раскрыть природу космических лучей. Пиккару пришла в голову замечательная мысль создать особый воздушный шар, стратостат, с плотно закрытой кабиной, подняться на высоту 15— 16 километров и провести опыты над таинственными лучами там, в стратосфере. Старт первц в мире стратостата состоялся 27 мая 1931 года из баварского города Аугсбурга. Было раннее утро, когда Огюст Пиккар и его спутник, помощник по университету Пауль Кипфер забрались в шарообразную гондолу и захлопнули крышку люка.
Полет в стратосферу начался. Спустя 28 минут после взлета они были уже на высоте 15 500 метров. «Вокруг нас только небо, — записал Пиккар в бортовом журнале. — Оно темно-синее, почти черное».
Благополучно начавшийся полет чуть было не закончился бедой. Оборвалась веревка, соединенная с газовым клапаном. Аэронавты не могли открыть газовый клапан и начать спуск. Пришлось ждать захода солнца.
Охладившись, стратостат сам пошел вниз и ночью опустился на ледник в горах, на территории Австрии. Только на следующий день уже изрядно обеспокоенный мир узнал о благополучном возвращении отважных аэронавтов из стратосферы, с высоты 15 781 метр. Никто до Пиккара не поднимался так высоко.
С НЕБЕС В МОРСКИЕ ГЛУБИНЫ
Казалось бы, после такой победы можно было и угомониться. Но нет, Пиккар решил повторить полет, утверждая, что авария не позволила провести все намеченные исследования. И он снова отправился в стратосферу.
Видно, родился Огюст Пиккар в счастливой рубашке. Второй полет 18 августа 1932 года прошел даже лучше, чем первый. В этот раз профессора сопровождал молодой бельгийский физик Макс Козинс. «Полет был настолько удачным, — писал потом Пиккар, — что показался нам почти обыденным».
И снова ученый удивил всех, кто его знал. Побывав в загадочной стратосфере, он начал мечтать о покорении… морских глубин. Раньше в морские пучины проникали в батисфере — стальном шаре, прикрепленном к тонкому тросу. Батисфера позволяла опуститься с риском для жизни на глубину не более одного километра. Глубже было нельзя: не выдержал бы трос.
Пиккар изобрел совершенно новый глубоководный аппарат. К прочной шаровидной гондоле он прикрепил поплавок, заполненный бензином. Утяжеленный балластом — железной дробью, батискаф мог опуститься на любую глубину. А стоило сбросить балласт, и аппарат поднимался на поверхность моря.
Невиданный «подводный стратостат» был построен в 1948 году. Конечно, в первое погружение отправился сам его создатель, профессор Пиккар. С каждым новым спуском глубина погружения росла. А тем временем в итальянском городе Триесте началось строительство еще одного батискафа, более совершенного.
В МАРИАНСКОЙ ВПАДИНЕ
Строительством руководил сын Пиккара Жак. Ученый-экономист, он тоже увлекся покорением морских глубин. Батискаф «Триест» был спущен на воду летом 1953 года. В нем Жаку Пиккару сначала удалось опуститься на глубину свыше семи километров, а 23 января 1960 года осуществить, казалось бы, невозможное.
В тот день он с военно-морским офицером Доном Уолшом достиг дна знаменитой Марианской впадины в Тихом океане. Здесь, на глубине 11 километров, на гондолу «Триеста» давил столб воды весом более 170 тысяч тонн!
Весть о величайшей победе сына была для уже старого и больного Пиккара самой большой радостью. Он умер в Швейцарии два года спустя от сердечного приступа. Но череда подвигов удивительной семьи продолжалась. 20 марта 1999 года внук Огюста Пиккара — Бертран, врач по профессии, вместе с британцем Брайном Джонсом первым облетел вокруг Земли на гигантском воздушном шаре.
Это историческое путешествие продолжалось около 20 суток. Наконец, удалось осуществить то, о чем мечтали многие воздухоплаватели. «Словно какая-то волшебная рука направляла наш воздушный шар», — сказал после посадки Бертран Пиккар. Не была ли это «рука» его прославленного деда?
Геннадий Черненко |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | Страничка художника |