Сентябрь 2022 года
…
В гостях у рубрики «Аптека для души» Кристина СТРЕЛЬНИКОВА — известный детский писатель, лауреат Всероссийской литературной премии для детских писателей и поэтов им. С. Маршака и Международной детской литературной премии им. Владислава Крапивина. Из-под её пера вышли такие книги, как «День глухого кита», «Не мешайте лошади балансировать», «Лето без берета» и многие-многие другие всеми любимые произведения.
— В ваших книгах встречаются персонажи и пяти лет, и девяти, и тринадцати. Герои какого возраста вам ближе? Какой возраст описывать легче, какой сложнее, какой интереснее?
— Мой любимый возраст для героев — около тринадцати лет. Они непредсказуемы, сложны даже для самих себя и заставляют думать и переживать всех вокруг, в том числе автора (как в книге «День глухого кита»). С героями трёх — пяти лет по-своему интересно: можно порезвиться и побыть беззаботным, как в книжке «Чудовище улыбается». Но надо помнить, что весёлое маленькое «чудовище» когда-нибудь вырастет, и то, что ему было позволено в пять, будет выглядеть странно в тринадцать. Вот это интересно — постоянно следить за героями, наблюдать, как они меняются. Чем герой сложнее, тем интереснее.
— Многие взрослые сейчас читают литературу для подростков. Для чего? Чтобы вернуться в тот возраст и снова вспомнить себя или чтобы понять своих детей?
— И то и другое. Появилось много хорошей подростковой литературы: и зарубежной, и российских современных авторов. Родителям хочется наверстать упущенное, а заодно и вспомнить себя. Молодцы те родители, которые пытаются понять своих детей, интересуются тем, что читают их подросшие дети, размышляют вместе с ними о книге. Обсуждая книгу, неожиданно можно узнать проблему ребёнка, вместе пережить описанную ситуацию, узнать его отношение к ней.
— Самый смешной или интересный случай во время встреч с читателями?
— Недавно была беседа с читателями, на которой присутствовала замечательная пожилая учительница, очень живая и неравнодушная к детям и к литературе. Она затеяла спор с девочкой-подростком, которая обронила, что терпеть не может стихи из-за произведений в школьной программе, и это теперь у неё на всю жизнь. Учительница не выдержала и принялась доказывать, что девочка просто обязана любить стихи. А та всё больше мрачнела и вяло отбивалась. Тогда учительница подозвала меня и сказала: «Ну скажите ей, что надо любить стихи! Скажите, что она ошибается! Как сделать, чтобы она полюбила стихи?»
Я ответила: «Никак. Не заставлять».
Но учительнице хотелось, чтобы девочка непременно разделила её любовь к поэзии, она приводила железные аргументы. Тем временем её жертва нашла себе другую собеседницу, ровесницу. И они горячо стали обсуждать серию книг «Коты-воители». Девочки засияли, они кидались целыми фразами из книг, перебирали персонажей и с радостным пониманием кивали друг другу.
Почему я это вспомнила? На самом деле дети любят и читают книги. Но если пытаться вырвать из рук неугодную взрослому книгу, дать взамен «нужную» и заставить её полюбить, чтобы «привить вкус» к хорошей литературе, то ребёнок перестанет любить книги вообще, в целом.
— Ваши книги кажутся разными и рассчитаны на читателей разных возрастов, но ведь наверняка в них есть общая тема?
— Да, во всех книгах, будь это сказка для малышей, повесть для подростков, мистическая история или сборник стихов, есть самая волнующая тема — понимание и способность слышать друг друга. Увидеть в ребёнке Личность. Разглядеть так, чтобы любое «чудовище» навсегда расколдовалось и не считало чудовищем самого себя.
Рассказы Кристины Стрельниковой, опубликованные на страницах журнала «КОСТЕР»