Сентябрь 2024 года
…
Рубрика Академия художеств журнала «Костер»
Первая картинва Рериха
Сто пятьдесят лет назад, 9 октября 1874 года, в Петербурге родился Николай Константинович Рерих. Этот удивительный человек умел делать множество разных вещей. Он рисовал замечательные картины, раскапывал древние курганы как профессиональный археолог, совершил несколько рискованных экспедиций в Азию и даже основал собственную философско-религиозную школу. И мало кто знает, что ещё в юности, в поисках своего профессионального призвания, Рерих пробовал себя как писатель. Чтобы узнать о начале художественного и писательского пути Рериха, приглашаем наших читателей в деревню Извара в Ленинградской области. Здесь, в родительском имении, Николай Рерих провел своё детство. Он приезжал сюда и летом, и зимой во время каникул. Здесь он начал рисовать, здесь проводил свои первые раскопки. И сегодня именно в музее-усадьбе «Извара» хранится первая картина Николая Рериха «Вечер богатырства киевского». Она-то и поможет нам разобраться, как сочетались в Рерихе самые разные интересы и увлечения.
Попробуйте, уважаемые читатели, назвать хотя бы несколько русских былин. Есть ли в этом списке былина «Отчего перевелись богатыри на Святой Руси»? Вряд ли. Сегодня о существовании этой былины знают только специалисты. А вот полтора столетия назад она была хорошо известна. Записал её русский поэт Лев Мей в Сибири в 1840 году, а читатели смогли познакомиться с текстом «Предание. Отчего перевелись витязи на святой Руси. Сибирская сказка» в журнале «Сын отечества» в 1859 году. Былина повествует о том, как семеро богатырей выехали в чисто поле на Софатреку, где вступили в бой и победили силу татарскую, но похвалились и помянули «силу нездешнюю», которая и одолела их. Заканчивается былина окаменением богатырей.
Именно эта былина стала основой первой картины Николая Рериха. Рассмотрите её внимательно.
Картина делится на два блока: светлое небо и тёмная земля. Это традиционный образ борьбы света и тьмы, неба и земли, верхнего и нижнего миров. В нижнем мире мы видим бегущих людей — богатырей. Скорее всего, в центре на коне Илья Муромец. Добрыня Никитич, вероятно, представлен окаменевшим на первом плане. Рядом с ним лежит легендарный меч-кладенец. Алёша Попович — именно он начал хвастаться победой над небесным воинством — представлен как богатырь, убегающий и закрывающий голову руками.
Но с кем же борются богатыри? Небесное воинство не изображено в виде реальных фигур. Мы видим лишь световые лучи-стрелки, падающие на головы богатырей. В своей первой картине Рерих впервые обращается к теме «небесной битвы», которая впоследствии станет одной из ведущих в его творчестве.
Рерих создал несколько картин, посвящённых древней истории Руси. Его знаменитый «богатырский цикл» можно увидеть в Русском музее. Работая над ним, он написал и свою собственную былину «Начало Руси».