Октябрь 2004 года
…
Смотря как посмотреть
Мы уже знаем, что пространство картины имеет свой внутренний порядок. Движение нашего взгляда по изобразительной плоскости не случайно, а подчинено воле художника. Направление взгляда, а следовательно, и наше впечатление, во многом зависит от выбора точки зрения, то есть места вне картины, откуда художник смотрит на изображаемые предметы. Это так называемая линия горизонта — воображаемая линия, неизменно лежащая на уровне глаза наблюдателя. Она может опускаться или подниматься, в зависимости от его положения и художественной задачи. Естественно, и картина воспринимается по-разному, и зритель получает различные впечатления.
Когда линия глаз располагается примерно на середине холста, создается впечатление, что мы вместе с автором находимся на одном уровне, в одном пространстве с тем, что изображено. Мы словно являемся соучастниками изображаемого события.
Чаще всего возникает спокойное, созерцательное настроение. Например, мы становимся незримыми свидетелями сценки в картине П. А. Федотова "Свежий кавалер". Мы словно присутствуем рядом, наблюдая за разговором еще не совсем протрезвевшего после вечеринки мелкого чиновника и насмешливой девушки-прислуги. Наш взгляд может неторопливо "читать" сюжет картины, постепенно рассматривая каждую деталь, следить за выразительной мимикой героев. Хотя мы и смотрим со стороны, но относимся к персонажам картины, как к обычным людям, и нас трогают их незамысловатые переживания.
При горизонте, проходящем у нижнего края картины, мы смотрим на изображение снизу вверх, располагаясь почти у ног героев и у основания предметов. Поэтому предметы и фигуры приобретают величественность и торжественность. Изображение нас удивляет и восторгает, а иногда и подавляет своей масштабностью. Часто фигуры изображаются на фоне неба. Это подчеркивает контур и создает впечатление монументальности. Низкий горизонт применила 3. Серебрякова в своей картине "Беление холста". Обыденный труд простых крестьянок предстает неким величественным ритуалом, значительным и прекрасным событием. Повседневная работа перерастает в магическое действо прекрасных и величественных людей.
Высокая линия горизонта, приближающаяся к верхнему краю картины, дает возможность показать глубину далекого пространства, разместить на нем множество фигур. Мы приподнимаемся, парим над миром и воспринимаем события немного отстраненно. Изображение отдельных предметов складывается в общий узор на развернутой, словно географическая карта, панораме. Такая точка зрения часто встречается в картинах гениального голландца Питера Брейгеля Младшего. Вот его знаменитая картина "Охотники на снегу". Небольшая группа людей, утопая в снегу, продвигается среди темных стволов деревьев. Выгнув спины, рядом бегут охотничьи собаки. В небе парят птицы. Под холмом видна деревня, по замерзшей реке скользят миниатюрные фигурки конькобежцев. Заснеженная равнина простирается до подножия далеких скал. Люди в картине Брейгеля — малая частица огромного мира, составная часть извечного, естественного хода жизни природы. Художник видит смысл человеческой жизни в признании и подчинении законам великой гармонии вселенского бытия.
член Союза художников